Многим зрителям хорошо известно творчество Всеволода Санаева. Этот советский актер знаменит не только киноролями, но и театральными работами. Героев, которых он играл, публика всегда любила. Именно работа спасала его от жизненных проблем и давала смысл жизни. Проблем у актера было немало, но зритель в зале этого никогда не видел.
Работа на фабрики
Мальчик рано пришел работать на фабрику по производству гармоний. Сначала Всеволод Санаев обучался ремеслу, а затем постепенно стал втягиваться в рабочую профессию. На этом же заводе работал и его отец, поэтому мальчик был у него в подмастерье. В его обязанности входила не только сборка инструменты, но и настройка гармони.
Известно, что в шестнадцать лет Всеволод Санаев, сам обучал подмастерьев. Но и тут он понимал, что это не его дело. Не лежала у подростка душа к этому ремеслу, оно не нравилось ему.
Фильмография[править | править код]
- 1934 — Частная жизнь Петра Виноградова — краснофлотец (нет в титрах)
- 1938 — Волга-Волга — лесоруб
и
участник оркестра
(две роли) - 1938 — Если завтра война — грамотный боец
- 1939 — Девушка с характером — лейтенант милиции Сурков
- 1939 — Юность командиров — полковник Гришаев (нет в титрах)
- 1940 — Любимая девушка — Василий Добряков
- 1941 — Первая Конная — Кулик (нет в титрах)
- 1941 — Первопечатник Иван Фёдоров — Пётр Тимофеев
- 1941 — Сердца четырёх — Еремеев, красноармеец
- 1944 — Иван Никулин — русский матрос — Алёха
- 1946 — В горах Югославии — Алексей Губанов, красноармеец
- 1947 — Алмазы — Сергей Нестеров, геолог
- 1948 — Молодая гвардия — коммунист-подпольщик (нет в титрах)
- 1948 — Страницы жизни — радиодиктор (нет в титрах)
- 1949 — Падение Берлина — командир (нет в титрах)
- 1949 — У них есть Родина — Всеволод Васильевич Сорокин
- 1951 — В степи (короткометражный) — Тужиков, секретарь райкома
- 1951 — Жуковский — студент (нет в титрах)
- 1951 — Незабываемый 1919 год — Борис Викторович Савинков (нет в титрах)
- 1951 — Пржевальский — протоиерей (нет в титрах)
- 1951 — Сельский врач — Николай Петрович Коротков
- 1951 — Тарас Шевченко — эпизод
- 1953 — Беззаконие (короткометражный) — Ермолай, дворник
- 1953 — Вихри враждебные — эпизод (нет в титрах)
- 1953 — Возвращение Василия Бортникова — Кантауров, директор МТС
- 1954 — Верные друзья — посетитель Неходы (нет в титрах)
- 1955 — Первый эшелон — Алексей Егорович Донцов, директор совхоза
- 1956 — Полюшко-поле — Николай Фёдорович Холин, директор МТС
- 1956 — Разные судьбы — Владимир Сергеевич Жуков, парторг ЦК
- 1957 — Ласточка — Мельгунов
- 1957 — Рассказы о Ленине — Николай Александрович Емельянов
- 1957 — Страницы былого — Скворцов
- 1958 — На дорогах войны — Иван Фёдорович Уваров
- 1958 — Очередной рейс — эпизод (нет в титрах)
- 1959 — Баллада о солдате — эпизод
- 1959 — В степной тиши — Ветров
- 1959 — Неоплаченный долг — Алексей Окунчиков
- 1959 — Песня о Кольцове — отец Кольцова
- 1959 — Тоже люди (короткометражный) — пожилой солдат
- 1960 — Пять дней, пять ночей — старшина Ефим Козлов
- 1960 — Трижды воскресший — Иван Александрович Стародуб
- 1961 — В пути (короткометражный) — старик
- 1961 — Взрослые дети — Василий Васильевич
- 1963 — Встреча на переправе (короткометражный) — председатель колхоза
- 1963 — Оптимистическая трагедия — Сиплый
- 1963 — Это случилось в милиции — майор Сазонов
- 1964 — Большая руда — Мацуев
- 1964 — Зелёный огонёк — пенсионер
- 1965 — Ваш сын и брат — Ермолай Воеводин
- 1965 — Первый день свободы / Pierwszy dzien wolnosci
—
полковник Давыдов - 1965 — Перекличка — Варенцов
- 1966 — В западне — Ковач
- 1967 — За нами Москва — генерал Панфилов
- 1967 — Скуки ради — Тимофей Петрович Гомозов
- 1968 — Освобождение — подполковник Лукин
- 1968 — Стреляные гильзы (короткометражный) — отец
- 1969 — Главный свидетель — Дюдя
- 1969 — Странные люди (киноальманах) (новелла «Думы») — Матвей Рязанцев
- 1969 — Я его невеста — Антон Григорьевич Митрохин
- 1970 — Возвращение «Святого Луки» — полковник Зорин
- 1970 — Кремлёвские куранты — старый рабочий
- 1970 — Украденный поезд — генерал Иван Васильевич
- 1971 — Ни дня без приключений — дед Данилюк
- 1971 — Нюркина жизнь — Борис Гаврилович
- 1972 — Эоломея (ГДР) — Кун, пилот
- 1972 — Печки-лавочки — Сергей Фёдорович Степанов, профессор
- 1973 — Здесь наш дом — Александр Евгеньевич Плужин
- 1973 — Чёрный принц — полковник Зорин
- 1975 — Там, за горизонтом — Викентий Кириллович
- 1976 — Время московское — Назар Лукич Григоренко
- 1976 — …И другие официальные лица — Олег Максимович Астахов
- 1978 — Близкая даль — Андрей Захарович Погодин
- 1978 — Версия полковника Зорина — полковник Зорин
- 1978 — Любовь моя, печаль моя — отец Фархада
- 1980 — Незваный друг — Владимир Абдуллаевич Шлепянов
- 1980 — Тегеран-43 — Инкепер, хозяин кабачка
- 1981 — От зимы до зимы — Павел Михайлович, министр
- 1981 — С вечера до полудня — Андрей Жарков, писатель
- 1982 — Надежда и опора — Кирилл Львович Ротов
- 1982 — Частная жизнь — эпизод
- 1983 — Белые Росы — Федос Ходас
- 1983 — Тайна «Чёрных дроздов» — мистер Джордж Фортескью
- 1984 — Мёртвые души — Иван Григорьевич, председатель судебной палаты
- 1986 — В распутицу — Василий Петрович Стогов, секретарь райкома
- 1986 — Первый парень — Иван Иванович
- 1987 — Апелляция — Иван Степанович Миронов
- 1987 — Забытая мелодия для флейты — Ярослав Степанович
- 1993 — Трагедия века — полковник Лукин
- 1995 — Ширли-мырли — меломан
Увлечение театром
С раннего детства мама водила Всеволода в театр. В их город постоянно приезжал столичный художественный театр. Особенно ему запомнился спектакль «Дядя Ваня» по пьесе Антона Чехова. Вся атмосфера театра, великолепная игра актеров оказывали сильное впечатление на Всеволода. Но в то время он даже не мог подумать о том, чтобы и самому стать актером.
Когда же в Туле появился любительский театра «Серп и молот», то он сразу же с большим удовольствием стал его посещать. Всеволоду удалось поступить в этот кружок не с первого раза, на это потребовалось немало усилий.
Биография
Советский кинематограф кардинально отличается от современного российского не только качеством производимых кинолент. Телезрители всего СНГ и сейчас продолжают смотреть «Иронию судьбы, или с легким паром» каждый Новый год, да и вне праздников не против пересмотреть фильм «Волга, Волга» режиссера Григория Александрова, «Сердца четырех» Константина Юдина и другие.
Всеволод Санаев в фильме «Волга, Волга»
Секрет успеха кинофильмов периода Советского Союза связан не только с ностальгией, исторической ценностью и режиссурой, большой вклад в их популярность вносит душевная игра актерского состава.
Театральная карьера
В 1930 году Всеволод Васильевич Санаев становится актером театра, который действовал на патронном заводе города Тулы. Но сначала молодого и начинающего актера взяли всего лишь в дублирующий состав. Вскоре его театральная карьера стала складываться быстро и успешно. Вскоре он стал работать уже и в государственном академическом театре драмы имени Максима Горького.
Но чтобы его театральная карьера продвинулась дальше, необходимо было получить какое-то театральное образование. В наставник стал готовить Всеволода Васильевича к экзаменам в театральный техникум в Москве. И, несмотря на то что родители его были против, Санаев все-таки уехал в Москву, чтобы поступить.
Когда же рабочий факультет в театральном учреждении был успешно окончен, Всеволод Санаев, фото которого есть в этой статье, остался еще на некоторое время в стенах театрального заведения, чтобы повысить свой профессионализм. Его учителем по актерскому мастерству стал Николай Плотников. Но денег ему не хватало, поэтому вечерами он вынужден был работать.
Усердие и желание получить актерскую профессию привело к тому, что вскоре он поступил и в институт театрального искусства. Ему повезло, и его учителем стал талантливый и известный режиссер Михаил Тарханов.
Начиная с 1943 года, Всеволод Санаев выступает в театре, но остановиться на одном театре он не может. Так, в 1943 году он поступает на работу в академический театр имени Моссовета, а уже через три года переходит в театр киноактера. Известно, что в 1952 году ему было предложено перейти во МХАТ, но те роли, которые предлагались, его совсем не устраивали. Как раз в это время у него тяжело болела жена, поэтому требовались деньги. Пришлось Всеволоду Васильевичу отказаться от такого предложения.
Отрывок, характеризующий Санаев, Всеволод Васильевич
Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит. Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь. – Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать. «Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу. «Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии. «Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков. «Тогда, когда всё погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворять своим страстям в пределах добродетели, и чтобы наш орден доставлял к тому средства. «Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся – тогда всё будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества». Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые казалось были на его стороне, понимали его по своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее. По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухому замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре. Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой. На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая. В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь. В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы. Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся. В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены. «Никто не прав, никто не виноват, стало быть и она не виновата», думал он. – Ежели Пьер не изъявил тотчас же согласия на соединение с женою, то только потому, что в состоянии тоски, в котором он находился, он не был в силах ничего предпринять. Ежели бы жена приехала к нему, он бы теперь не прогнал ее. Разве не всё равно было в сравнении с тем, что занимало Пьера, жить или не жить с женою? Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем. «Москва, 17 го ноября. Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки». «Петербург, 23 го ноября. «Я опять живу с женой. Теща моя в слезах приехала ко мне и сказала, что Элен здесь и что она умоляет меня выслушать ее, что она невинна, что она несчастна моим оставлением, и многое другое. Я знал, что ежели я только допущу себя увидать ее, то не в силах буду более отказать ей в ее желании. В сомнении своем я не знал, к чьей помощи и совету прибегнуть. Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне. Я удалился к себе, перечел письма Иосифа Алексеевича, вспомнил свои беседы с ним, и из всего вывел то, что я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку столь связанному со мною, и должен нести крест свой. Но ежели я для добродетели простил ее, то пускай и будет мое соединение с нею иметь одну духовную цель. Так я решил и так написал Иосифу Алексеевичу. Я сказал жене, что прошу ее забыть всё старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления». Как и всегда, и тогда высшее общество, соединяясь вместе при дворе и на больших балах, подразделялось на несколько кружков, имеющих каждый свой оттенок. В числе их самый обширный был кружок французский, Наполеоновского союза – графа Румянцева и Caulaincourt’a. В этом кружке одно из самых видных мест заняла Элен, как только она с мужем поселилась в Петербурге. У нее бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью, принадлежавших к этому направлению. Элен была в Эрфурте во время знаменитого свидания императоров, и оттуда привезла эти связи со всеми Наполеоновскими достопримечательностями Европы. В Эрфурте она имела блестящий успех. Сам Наполеон, заметив ее в театре, сказал про нее: «C’est un superbe animal». [Это прекрасное животное.] Успех ее в качестве красивой и элегантной женщины не удивлял Пьера, потому что с годами она сделалась еще красивее, чем прежде. Но удивляло его то, что за эти два года жена его успела приобрести себе репутацию «d’une femme charmante, aussi spirituelle, que belle». [прелестной женщины, столь же умной, сколько красивой.] Известный рrince de Ligne [князь де Линь] писал ей письма на восьми страницах. Билибин приберегал свои mots [словечки], чтобы в первый раз сказать их при графине Безуховой. Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума; молодые люди прочитывали книги перед вечером Элен, чтобы было о чем говорить в ее салоне, и секретари посольства, и даже посланники, поверяли ей дипломатические тайны, так что Элен была сила в некотором роде. Пьер, который знал, что она была очень глупа, с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, где говорилось о политике, поэзии и философии. На этих вечерах он испытывал чувство подобное тому, которое должен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот вот обман его откроется. Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна была глупость, или потому что сами обманываемые находили удовольствие в этом обмане, обман не открывался, и репутация d’une femme charmante et spirituelle так непоколебимо утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой, что она могла говорить самые большие пошлости и глупости, и всё таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала. Пьер был именно тем самым мужем, который нужен был для этой блестящей, светской женщины. Он был тот рассеянный чудак, муж grand seigneur [большой барин], никому не мешающий и не только не портящий общего впечатления высокого тона гостиной, но, своей противоположностью изяществу и такту жены, служащий выгодным для нее фоном. Пьер, за эти два года, вследствие своего постоянного сосредоточенного занятия невещественными интересами и искреннего презрения ко всему остальному, усвоил себе в неинтересовавшем его обществе жены тот тон равнодушия, небрежности и благосклонности ко всем, который не приобретается искусственно и который потому то и внушает невольное уважение. Он входил в гостиную своей жены как в театр, со всеми был знаком, всем был одинаково рад и ко всем был одинаково равнодушен. Иногда он вступал в разговор, интересовавший его, и тогда, без соображений о том, были ли тут или нет les messieurs de l’ambassade [служащие при посольстве], шамкая говорил свои мнения, которые иногда были совершенно не в тоне настоящей минуты. Но мнение о чудаке муже de la femme la plus distinguee de Petersbourg [самой замечательной женщины в Петербурге] уже так установилось, что никто не принимал au serux [всерьез] его выходок.
Кинематографическая карьера
Несмотря на то что известный актер Санаев после окончания института работал в столичном художественном театре, работы было немного. Поэтому Всеволод Васильевич решил попробовать себя и в кинематографе. Первым фильмом, где снялся Всеволод Санаев, личная жизнь которого интересна общественности, стала кинолента «Частная жизнь Петра Виноградова» режиссера Александра Мачерета. Эта кинокартина вышла на экраны в 1934 году, и талантливый актер играет небольшую и эпизодическую роль красноармейца.
Успех и популярность приходит к Всеволоду Васильевичу после того, как он снялся в киноленте «Волга, Волга» режиссера Григория Александрова. В этом фильме, который вышел на экраны в 1938 году, он сыграл сразу две небольшие роли. По сюжету фильма он играет сначала музыканта из оркестра, а затем еще и лесоруба. В этой киноленте его заметили и вскоре последовали предложения о работе.
Так, в 1940 году сыграл свою первую главную мужскую роль к киноленте «Любимая девушка» режиссера Ивана Пырьева. По сюжету фильма известный токарь Василий Добряков, который работает в столичном автозаводе, получает квартиру и приглашает Варю, которая ждет от него ребенка, переехать к нему жить. Но уже в первый день совместной жизни они ссорятся. Молодые люди не расписаны, а слова, брошенные Василием, сильно ранят Варю. И она тут же убегает к себе домой.
Когда же у Вари рождается малыш, то она скрывает ото всех, кто же отец ее ребенка. Но родственники и друзья, заботясь о ребенке и Варе, стараются помирить поссорившихся влюбленных. В кинематографической копилке известного актера Всеволода Васильевича Санаева насчитывается около 90 ролей.
Фильмы
Окончив институт, Всеволод Санаев устроился актером в Московский Художественный театр. Несмотря на популярность искусства в те времена, работы было немного, а конкуренция высока, поэтому начинающий актер обратил взор в сторону только развивающегося кинематографа.
В 1938 году на советские телеэкраны вышла музыкальная комедия с участием Всеволода «Волга, Волга». Актер дебютировал в кино сразу в двух небольших ролях: молодой человек сыграл музыканта и лесоруба. Зато уже через два года Санаева ждала первая большая и серьезная роль рабочего Добрякова в художественном фильме «Любимая девушка».
Всего на счету актера 89 сыгранных ролей в советских и российских кинофильмах, 2 роли в телевизионных спектаклях и один озвученный мультфильм.
Съемки в киноленте «Белые росы»
В 1983 год Всеволод Васильевич снимается в фильме «Белые росы» режиссера Игоря Добролюбова. Главный герой – Федор Филимонович Ходос, которого успешно играет актер Санаев. Герою уже исполнилось восемьдесят лет, и он живет один. Но постоянно его заботит судьба трех его сыновей. Старший сын находится под властью жены, средний сын находится постоянно на заработках и никак не женится, а меньший сын воспитывает чужую дочь и, узнав об этом, желает развестись со своей женой.
Творчество
Среди заметных ролей Всеволода Санаева — директор МТС Кантауров в «Возвращении Василия Бортникова» (1952), Донцов в «Первом эшелоне» (1955), старшина Козлов в «Пять дней, пять ночей» (1960), Сиплый в «Оптимистической трагедии» (1962), полковник Лукин в киноэпопее «Освобождение» (1968).
Интересны его актёрские работы в фильмах, поставленных Василием Шукшиным, — Ермолай Воеводин в «Вашем сыне и брате» (1965), Матвей Рязанцев в «Странных людях» (1969) и Степан Фёдорович в «Печках-лавочках» (1972). Всесоюзную известность принесла Санаеву роль полковника Зорина в детективной трилогии о милиции — Возвращение «Святого Луки» (1970), «Чёрный принц» (1973) и «Версия полковника Зорина» (1978).
Из последних киноработ Всеволода Санаева стоит отметить блистательный дуэт с Б. К. Новиковым в мелодраме «Белые росы» (1983) и роль начальника в министерстве из картины Э. А. Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (1988). Убеждённый коммунист, долго избирался секретарём парткома «Мосфильма». В последние годы актёр сетовал, что ему так и не дали попеть в кино и сыграть комедийную роль. Когда Всеволода Санаева спрашивали, кем бы он стал, если бы не был актёром, он отвечал: «Я был бы замечательным гармонных дел мастером».
Личная жизнь
Долгое время о личной жизни известного актера ничего не было известно. И зрители все время гадали, кто же жена Всеволода Санаева. Но о личной жизни талантливого актера Санаева все стало известно после того, как его внук Павел Санаев, писатель, актер и режиссер, издал книгу «Похороните меня за плинтусом». В этом биографическом произведении, которое вышло в 1994 году, Павел Владимирович рассказал о семейной жизни своего известного деда.
Со своей женой Всеволод Санаев, фильмы с которым любит и знает вся страна, познакомился накануне Великой Отечественной войны. На гастролях в Киеве, где известный актер был вместе с театральной труппой МХАТа. Лидия Антоновна Гончаренко в то время обучалась на филологическом факультете. Увидев ее, Всеволод Васильевич влюбился с первого взгляда и решил, что обязательно жениться на ней. Но все родственники девушки были против их союза.
Когда труппа театра возвращалась в Москву, то и Лидия Антоновна уезжала вместе с ними. Она была прекрасной женой и матерью, но отношения в семье были сложными, так как у Лидии Антоновны часто бывали депрессии. Однажды она рассказала на общей кухне коммунальной квартиры, где они тогда проживали, анекдот и вскоре ею уже интересовались спецслужбы. А вскоре после этого впечатлительной женщине стало казаться, что ее постоянно кто-то преследует и следит за нею. Из-за этого она даже попала в психиатрическое отделение.
В самом начале войны Всеволод Васильевич уезжает на гастроли в Борисоглебск, оставив дома жену и маленького сына. Но боевые действия не позволили ему быстро вернуться домой. В это время Лидия Антоновна вместе с малышом была эвакуирована в Казахстан, где мальчик подхватил корь и дифтерию. В возрасте двух лет Алексей Всеволодович умер. Это было страшным ударом для всей семьи, но Лидия Антоновна переживала больше всех.
В 1943 году в семье талантливого и известного актера Санаева родилась дочь. Известно, что в детские годы Елена заболела желтухой, и Лидия Антоновна сильно переживала за здоровье девочки, боясь потерять ее, как и сына. В это время у женщины развился страх потерять ребенка, который сопровождал ее всю жизнь. И это также добавляло сложностей в семейную жизнь Санаевых.
И, несмотря на то что актер Всеволод Санаев, биография которого интересна зрителям, любил свою жену, иногда из-за обостряющейся болезни супруги ему не хотелось возвращаться домой. Ведь он понимал, что порой любое его слово может вызвать ссору или конфликт. Такие же сложные отношения были у Всеволода Васильевича и с дочерью. Первым избранником Елены стал инженер Владимир Конузин. Но Лидия Антоновна, властная женщина, не желала принимать такого зятя. Всеволод Васильевич не желал с ней спорить, поэтому просто не вмешивался.
Но первый брак разрушился довольно быстро. В этом союзе был рожден Павел Санаев. Вторым мужем Елены Санаевой стал актер и режиссер Ролан Антонович Быков.
Фильмография
- 1938 – «Волга, Волга»
- 1941 – «Сердца четырех»
- 1948 – «Молодая гвардия»
- 1959 – «Баллада о солдате»
- 1963 – «Оптимистическая трагедия»
- 1969 – «Странные люди»
- 1983 – «Белые росы»
- 1987 – «Забытая мелодия для флейты»
- 1995 – «Ширли-мырли»
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 декабря 2019; проверки требуют 20 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Санаев.
Всеволод Васильевич Санаев
(12 (25) февраля 1912, Тула — 27 января 1996, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1969)[5], лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1967). Кавалер ордена Ленина (1971).
Смерть актера
Всеволод Санаев постоянно снимался в различных кинолентах, пока ему позволяло здоровье. Но в 75 лет он перенес инфаркт, был на грани между жизнью и смерть. Но он не мог оставить свою жену без поддержки, поэтому, по словам дочери, выжил. Когда в 1995 году Лидия Антоновна умерла, то ровно через девять месяцев скончался и великий и замечательный актер Санаев. Причиной его смерти стала онкология. В последнее время он болел раком легких. Похоронены супруги рядом в столице на Новодевичьем кладбище.
Примечания
- [istoriya-kino.ru/kinematograf/item/f00/s02/e0002634/index.shtml САНАЕВ Всеволод Васильевич] Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.
- [kinosozvezdie.ru/actors/sanaev/sanaev.html Санаев Всеволод Васильевич — Киносозвездие — авторский проект Сергея Николаева]
- Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 декабря 1995 года № 553-рп «О поощрении Союза кинематографистов России и ведущих мастеров отечественного кинематографа»
Награды и звания[править | править код]
- Заслуженный артист РСФСР (1958)[13]
- Народный артист РСФСР (1964)
- Народный артист СССР (1969)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1967) — за исполнение роли Ермолая Воеводина
в фильме «Ваш сын и брат» (1965) - Орден Ленина (1971)
- Орден Трудового Красного Знамени (1967)
- Орден Октябрьской Революции (1981)
- Медаль «За трудовое отличие» (1950)
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1971)
- Медаль «За освобождение Болгарии. К 90–летию со дня рождения Георгия Димитрова» (1978)
- Нагрудный знак «Отличник кинематографии СССР» (1980)
- Благодарность Президента Российской Федерации (25 декабря 1995 года) — в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа, за заслуги перед государством и большой вклад в отечественную культуру
[14] - Премия МВД России
- МКФ в Варне (Диплом, фильм «Украденный поезд», 1972)
- XVII Всесоюзный кинофестиваль в Киеве (Премия за лучшую мужскую роль, фильм «Белые росы», 1984)