Музыкальная родословная
Родион появился на свет в Москве 16 декабря 1932 года.
Его дедушка, Щедрин Михаил Михайлович, в начале XX века в небольшом городе Алексине в Тульской области служил настоятелем в главном городском храме – Успенском соборе. До сих пор в Алексине помнят этого доброго священника и его замечательную супругу Елизавету Николаевну, которую горожане тогда ласково называли «матушка Щедрина». У них родилось восемь талантливых сыновей. Храм располагался на улице Радбужской, а неподалёку находился дом, где проживало семейство Щедриных. Между домом священника и храмом была протоптана тропинка, которую местные жители прозвали «щедринкой». Она сохранилась до сих пор, и носит такое же название.
Детские воспоминания Родиона связаны с городом Алексиным, там он проводил каждое лето. Он помнит, как при одном только упоминании этого города светлело лицо его отца и дядюшек, ведь там, на берегу Оки, они прожили лучшие свои годы. Отец Родиона рано ушёл из жизни, в 1955 году, ему было всего 60 лет. После его смерти Родион со своим дядей Евгением Михайловичем Щедриным ездил на машине в Алексин. Там они гуляли по Радбужской улице, шагали по тропинке-«щедринке», посещали на кладбище могилы дедушки с бабушкой, были в доме Щедриных и ходили в сосновый бор.
Родион никогда не прерывал связь с городом своего детства. Даже когда не мог поехать туда сам, то через Щедрину Дину Алексеевну, вдову своего дяди Александра Михайловича обязательно передавал для музея подарки. В начале ХХ века музыкальные и талантливые братья Щедрины организовали в Алексине семейный оркестр, они устраивали в городе благотворительные выступления. С 1994 года в Алексинском городском музее в память о братьях проводятся Щедринские вечера.
Старшие дети в семье церковного настоятеля Щедрина успели отучиться в духовной семинарии в городе Туле. Младшие, в том числе и отец Родиона, после революции уже не могли обучаться в ВУЗе, потому что были детьми священника.
Отец Родиона, Щедрин Константин Михайлович, родился в 1894 году. Волею случая ему всё-таки удалось получить высшее образование в Московской консерватории. В Алексин на лето приезжали артисты Малого театра, репетировали, давали спектакли. Одну молодую актрису, Веру Пашенную, заинтересовали братья из семейного оркестра Щедриных. Она была поражена оркестровками, которые они выполняли для сложных произведений Рахманинова, Скрябина, Чайковского. Женщина узнала, что в семье священника нет денег для того, чтобы дать образование сыну Константину. По окончании летнего сезона в Алексине, она забрала юношу с собой в Москву и помогла ему там устроиться в консерваторию.
По окончании учёбы отец Родиона остался жить в Москве. Он занимался преподавательской деятельностью в музыкальных московских школах, давал уроки по классу фортепиано и по теории музыки. С 1935 года он работал в Московской консерватории, где на национальном отделении преподавал историю музыки.
Мама будущего композитора, Конкордия Ивановна Щедрина (девичья фамилия Иванова), 1908 года рождения, была сотрудницей Большого театра, трудилась на должности старшего экономиста. Профессиональным музыкантом она не была, но очень любила музыку и прекрасно играла на фортепиано.
При такой творческой родословной у Родиона Щедрина не было другого жизненного пути, кроме музыкального.
Перестройка
С началом этого процесса перед творческой интеллигенцией были открыты новые возможности: теперь они могли иметь зарубежные контракты. В 1988 году в Массачусетсе состоялся совместный советско-американский фестиваль под названием «Делаем музыку вместе». В Штаты отправилась большая делегация из СССР. В фестивале приняли участие А. Шнитке, Г. Канчели, С. Губайдулина, В. Лаурушас. В. А. Петров, и др. Это музыкальное широкомасштабное мероприятие имело громадный художественный и политический резонанс. Далее композитору стало намного легче работать, творить свободную музыку. Об этом свидетельствуют его произведения, созданные в 90-х и в новом тысячелетии.
Детство
Первые уроки музыки Родион получил от отца. Константин Михайлович имел абсолютный слух и удивительную редкую музыкальную способность – «магнитофонную» память, то есть запоминал звуки с одного раза. Практически с самого рождения Родион был окружён музыкой. Он слушал, как играет на скрипке отец. Часто в их доме собирались дяди Родиона, виртуозно игравшие на различных музыкальных инструментах, и давали настоящие домашние концерты.
В 1941 году Родион начал обучение в Центральной музыкальной школе-десятилетке при Московской консерватории. Помимо этого мальчик ещё посещал частные занятия у пианистки и преподавателя музыки Марии Лазаревны Гехтман, где учился игре на фортепиано.
Но вскоре началась война, Щедрины были эвакуированы в Куйбышев. Сюда же в эвакуацию приехал известный советский композитор Дмитрий Шостакович, который как раз завершал там работу над Седьмой симфонией. Юному Родиону тогда посчастливилось увидеть генеральную репетицию оркестра, которым управлял знаменитый советский дирижёр С. А. Самосуд. В 1943 году семья Щедриных возвратилась в Москву.
Родители отправили Родиона продолжать обучение в музыкальной школе. Но одиннадцатилетний мальчик посчитал для себя недопустимым изучать гаммы, когда требовалось защищать Родину. Дважды он предпринял попытки убежать на фронт, один раз ему удалось добраться до самого Кронштадта. Тогда отец решил, что исправить поведение сына поможет жёсткая дисциплина и отдал его в нахимовское училище.
80-е
В 1981 году Щедрин создает шесть хоров на стихи Алескадра Сергеевича Пушкина, «Казнь Пугачева », «Тетрадь для юношества», а также 15 пьес для фортепиано, «Концертино» и др. Середина 80-х ознаменовалась для него созданием произведений, посвященных юбилею его кумира, 300-летию И. С. Баха. Его произведение для органа, шлейт, фаготов и тромбонов «Музыкальное приношение» поразило всех масштабностью. Создавалось такое впечатление, что он возвел своеобразный памятник памяти великого композитора. Компактная версия «Приношения» стала часто звучать в Рижском Домском соборе. Другим сочинением Щедрина, которое он также посвятил 300-летию Баха, была сольная соната для скрипки “Эхо” (1984 г.). Ее стали исполнять такие именитые скрипачи, как У. Хёльшер, М. Венгеров, С. Стадлер и др.
В том же году Р.Щедрин написал пьесу «Автопортрет» для симфонического оркестра.
Музыкальное образование
Но видно Родиону всё-таки на роду было написано стать не военным, а музыкантом. В 1944 году в Москве открылось хоровое училище, которое возглавил дирижёр А. В. Свешников. В качестве педагога пригласили Щедрина Константина Михайловича преподавать историю и теорию музыки. И тогда он обратился к руководству училища с просьбой – зачислить в хор мальчиков сына Родиона.
Решение отца оказалось правильным, с первых же дней хоровое пение захватило юного Щедрина, как будто разбудило где-то в глубине внутренние струны. С хором были связаны и его первые опыты в написании музыки. Очень часто по вечерам в училище приезжали выступать знаменитости – Хачатурян, Флиер, Шостакович, Гилельс, Козловский, Рихтер. В 1947 году они организовали композиторский конкурс среди учащихся, и Родион Щедрин стал победителем.
К окончанию хорового училища уже никто из педагогов не сомневался в одарённости Щедрина, парня стали готовить для поступления в консерваторию.
В 1950 году Родион стал студентом Московской государственной консерватории имени Чайковского, причём обучался одновременно на двух факультетах – фортепианном и теоретико-композиторском. По классу фортепиано Родион учился у педагога, Народного артиста СССР Флиера Якова Владимировича. Позднее композитор признавался, что обучение у Флиера было одной из главных его жизненных удач. Преподаватель не только научил его владеть фортепиано, но и открыл юному Щедрину закономерности и смысл музыкального искусства.
По классу композиции Родион обучался ещё у одного прекрасного педагога, композитора и дирижёра Юрия Александровича Шапорина.
В 1955 году Щедрин с отличием окончил консерваторию, после чего ещё четыре года посвятил аспирантуре под руководством Шапорина.
Родион Щедрин сейчас
В 2021 году Щедрин отметил 85-летний юбилей. Этому событию был посвящен выход документального фильма «Страсти по Щедрину». В столице и других городах страны организовывались фестивали, на которых выступали талантливейшие российские музыканты.
Среди них стоит отметить симфонический оркестр Мариинки под руководством В. Гергиева, Российский национальный оркестр под руководством М. Плетнева и другие знаменитые коллективы.
В свои солидные годы Щедрин не собирается просто почивать на лаврах славы. Он все также пишет музыку. К собственному юбилею он представил новое произведение – «Сочинение для хора. А капелла».
В 90-е годы композитор переехал в Германию. Когда в 2021 году проходили выборы Президента РФ, Щедрин вместе с балетмейстером И. Зеленским пришел на выборный участок, находившийся в Генеральном консульстве РФ, и отдал свой голос.
Родион Константинович по-прежнему полон творческих сил и идей, но от новых контрактов он отказывается. Предложений поступает столько, что выполнить их просто невозможно.
Посмотрите видео. Главная роль. Родион Щедрин:
Творчество
Будучи студентом Щедрин сочинил Первый концерт для фортепиано, который во время пленума ЦК КПСС был введён в концертную программу. Музыкальное произведение виртуозно исполнял сам автор, после чего был принят в Союз композиторов Советского Союза. Это произведение звучало на Всемирном фестивале молодёжи и студентов, который проводился в 1955 году в Варшаве, Родион получил за него премию.
Следующее его сочинение – балет «Конёк-Горбунок», его поставили в Большом театре в 1960 году. Слушатели сразу обратили внимание на это произведение и по достоинству его оценили, стало понятно, что в мире музыки появилась новая творческая своеобразная личность. Помимо этого Щедриным было написано ещё четыре балета:
- «Кармен-сюита» (1967);
- «Анна Каренина» (1972);
- «Чайка» (1980);
- «Дама с собачкой» (1985).
Ещё в консерватории многие преподаватели удивлялись тому, что сын музыкального теоретика Родион Щедрин всё чаще стал интересоваться народным фольклором. И это был не праздный интерес, частушки, народные песни и кантилены он использовал в своих произведениях. Композитор хотел думать и творить музыку на родном языке.
Родион ездил в фольклорные экспедиции, где деревенские жители с удовольствием и азартом исполняли народные песни, а он записывал их на магнитофон. Особенно сильно он увлекался частушками, даже его Первый концерт для оркестра, написанный в 1963 году, имел название «Озорные частушки».
В 1961 году Щедрин сочинил свою первую оперу «Не только любовь», она раскрыла уже зрелый талант музыканта. За свою творческую деятельность Родион Константинович написал ещё шесть опер:
- 1977 – «Мёртвые души»;
- 1992 – «Лолита»;
- 2002 – «Очарованный странник»;
- 2006 – «Боярыня Морозова»;
- 2013 – «Левша»;
- 2015 – «Рождественская сказка».
В 1987 году Щедрин сочинил музыкальный шедевр – «Стихиру на тысячелетие крещения Руси». Эта тема имела для него особенное значение, ведь дедушка Родиона был священником. Премьера произведения состоялась в США в Кеннеди-центре.
Много композиций писал Родион Константинович для театральных постановок и кино. Его музыка звучит в таких известных фильмах:
- «Высота»;
- «Коммунист»;
- «Люди на мосту»;
- «Нормандия – Неман»;
- «А если это любовь?»;
- «Анна Каренина»;
- «Сюжет для небольшого рассказа».
Щедриным была написана музыка для следующих спектаклей:
- «Они знали Маяковского»;
- «Первая симфония»;
- «Мистерия-буфф»;
- «Дамоклов меч»;
- «Гроза»;
- «Баня»;
- «Тёркин на том свете».
Даже в мультипликационных фильмах можно послушать музыкальные произведения Родиона Константиновича:
- «Петушок – Золотой гребешок»;
- «Колобок»;
- «Баня».
За творческие достижения Щедрина неоднократно премировали и удостаивали самых высоких правительственных и государственных наград – Орденов «За заслуги перед Отечеством» II, III, IV степеней, Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».
Родион Константинович имеет звание почётного профессора консерваторий в Москве, Санкт-Петербурге, Пекине, а также МГУ имени Ломоносова. В 1970 году Щедрину присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1976 году – Народного артиста РСФСР, в 1981 году – Народного артиста Советского Союза.
70-е
В новом десятилетии Щедрин Родион Константинович стал работать над оперой «Евгений Онегин», которая была предназначена для Большого театра. Затем в творчестве Р.К.Щедрина приходит полоса сатиры и юмора. Именно к этому периоду «Озорные частушки» и «Бюрократиада». В академических кругах “Частушки” не особо были приняты, зато их очень полюбил народ. Это произведение пришлось ко вкусу американскому дирижеру композитору Л. Бернстайну. Среди известных произведений, написанных им в 70-х, были либретто для сценических произведений: опер — «Мертвые души», «Лолита», балетов — “Дама с собачкой”, «Чайка», “Анна Каренина”, которые он посвящает своей супруге.
Любовь всей его жизни
В 1958 году Родион познакомился с женщиной, которая стала единственной любовью всей его жизни. Как-то раз ему довелось побывать на одной из вечеринок, которые устраивала муза знаменитого Маяковского Лиля Брик. В это время он как раз трудился над музыкой к пьесе «Они знали Маяковского». Здесь и состоялось его знакомство с примой Большого театра, знаменитой балериной, потрясающе красивой женщиной Майей Плисецкой.
После вечеринки Щедрин вызвался развести гостей по домам на своём автомобиле. Последней он отвозил Майю, они долгое время сидели в машине и разговаривали. А потом она попросила его написать ей ноты музыки из кинофильма «Огни рампы». Родион с радостью согласился, ведь так у него был повод ещё раз повидаться с Плисецкой.
Окончательно их сблизил написанный Щедриным балет «Конёк-Горбунок». Майя исполняла главную партию, Родион приходил на репетиции в Большой театр. Вскоре они стали вместе жить, отношения свои сначала не регистрировали. Как только у них появилось свободное время, Майя и Родион отправились в медовый месяц на Ладожское озеро. Они провели здесь почти целое лето, которое потом называли райским. А оттуда рванули на автомобиле в Сочи. А вот тут произошёл казус, так как супруги не были официально расписаны, сотрудники гостиницы не разрешили им поселиться в одном номере. И тогда Щедрин сделал Плисецкой предложение.
Когда они вернулись домой в Москву, то пошли в ЗАГС и зарегистрировали свой брак. Это было 2 октября 1958 года. Супруги прожили вместе 57 лет. Потрясающая пара, которая по-настоящему стала единым целым.
В мае 2015 года Плисецкая умерла. Для Щедрина это было страшным ударом, тем более что ничего не предвещало трагедии. У неё внезапно случился обширный инфаркт миокарда. С 1991 года Родион и Майя проживали в Мюнхене. Они составили совместное завещание, после смерти обоих супругов кремировать их тела, соединить прах и развеять над Россией. Урна с прахом Майи пока хранится в доме Родиона Щедрина…
Личная жизнь
Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо банальных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.
Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа. Лиля обратила внимание гостя на девушку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года. После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.
Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».
Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:
«Вот станцую премьеру, не зря же столько репетировали. А потом подумаем о детях».
Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.
Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.
В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.
Завещание супруги
Сегодня композитор постоянно проживает в Мюнхене (Германия). Здоровье Родиона Щедрина после смерти супруги резко пошатнулось. Всё чаще местные врачи посещают его дом. Однако композитор не отчаивается и говорит, что лучшее произведение ещё не написано.
Согласно завещанию Майи Михайловны, прах Плисецкой должен быть соединён с прахом Родиона Константиновича после его смерти и развеян над территорией великой России.
Дискография
- «Shchedrin: Music for Cello and Piano». Raphael Wallfisch, Родион Щедрин
- «The Lady with a Lapdog». Оркестр Большого театра п/у Александра Лазарева
- «Shchedrin: Carmen-Suite — Satie: Gymnopédies». Dennis Russell Davies, Stuttgart Chamber Orchestra
- «Shchedrin: Carmen Suite & Respighi: La Boutique fantasque». Anton Nanut, Sofia Symphony Orchestra, Slovenian Symphony Orchestra, Ivan Marinov
- Родион Щедрин. Тетрадь для юношества. Эхо-соната. Автопортрет
- Родион Щедрин. «Левша». Симфонический оркестр Мариинского театра
- Rodion Shchedrin: The Little Humpbacked Horse & Chamber Suite. The Moscow Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Musical Theatre Orchestra
Цитаты и афоризмы
Русская литература — пускай это не звучит чрезмерно патриотично — самая богатая литература в мире.
Безразличие, которое, конечно, есть в каждой стране («нет пророка в своем отечестве»), в нашей всегда принимает болезненные формы. Ведь самые крупные силы уехали из страны и находили признание на Западе.
Люди приходят, уходят, негодуют, бросают то камни, то чепчики в воздух, но опера вечна. Все уйдет, конечно, может быть, и Земля погибнет — мне тогда очень жалко будет и Бетховена, и Баха, и Чайковского, и Вагнера.
Мне кажется, умнее Толстого никто не сказал. Он говорил: «Какое современное? Я пишу для вечности».
Музыка владеет какой-то такой могучей, необъяснимой силой воздействия на эти все наши приоткрытые нервы, эмоции, солнечное сплетение, сердце, кровообращение и прочие наши органы.
Я стремлюсь быть самим собой и думаю, это – главное, что мне удалось за прожитую жизнь, несмотря на все перемены географические, социологические, экономические.
Я думаю, что в первую очередь совершенно необходимо быть оснащённым знанием того, что делали люди до тебя. Ну как можно построить автомобиль, не зная, как делали этот автомобиль до вас, не зная, что нужно четыре колеса, мотор, клапаны, руль и так далее.
Каждый идёт своим путём. В любые века, никогда никто художнику, кроме Господа Бога, не помогал, не разжёвывал, не кормил с ложечки. Каждому художнику надо было пробивать лбом стену по разным причинам.
Классическая музыка — это никакая не элитарная музыка. Может быть, ныне воинствующие люди, верующие в эту «религию» авангарда, выделяют музыку в такую тайну за семью печатями. «Вы не поймёте, вы глупые, но через сто пятьдесят лет нас вспомнят и будут играть». Не вспомнят! И играть не будут!