«Вольная детская жизнь»
Актер Глеб Стриженов — брат Олега Стриженова. Иллюстрация из книги Олега Стриженова «Исповедь». Москва: Издательство «Алгоритм», 1999
Олег Стриженов в детстве с матерью Ксенией Алексеевной и отцом Александром Николаевичем. 1933. Иллюстрация из книги Олега Стриженова «Исповедь». Москва: Издательство «Алгоритм», 1999
Кинотеатр «Авангард». Москва. Иллюстрация из книги Олега Стриженова «Исповедь». Москва: Издательство «Алгоритм», 1999
Олег Стриженов родился в городе Благовещенске на Дальнем Востоке в семье военного. Из-за службы отца семья Стриженова часто переезжала. Они жили в Тифлисе, Харькове, Ленинграде. С детства актер занимался спортом, освоил верховую езду: «Я обожал вольную детскую жизнь и большую часть времени проводил на армейских конюшнях, где отец иногда находил меня спящим на соломе возле лошадей. В пять лет меня впервые посадили на коня и покатали шагом, вскоре я уже уверенно скакал на лошади».
В 1935 году Стриженовы переехали в Москву, где будущий артист пошел в школу. Одно из главных впечатлений его детства — посещение кинотеатра.
Кино, если нас не выгони, мы смотрели бы сутками. Тем более кинотеатр «Авангард» был под боком. А там, где нынешний Театр эстрады, находился Первый детский кинотеатр. Бывало, засунешь портфель куда-нибудь под лестницу и вместо школы — в Первый детский. Все, кого я видел на киноэкране до войны и во время войны, — мои любимцы, кумиры. Плеяда великолепных советских режиссеров создала фильмы, которые помнит не только мое, но и более позднее поколение. Мне удалось в юные годы увидеть и киноленты, уже несколько позабытые, хотя во многом поучительные для человека, собирающегося стать профессиональным артистом.
Олег Стриженов. Из книги воспоминаний «Исповедь»
После начала Великой Отечественной войны отец и старшие братья Стриженова ушли на войну. Будущему артисту тогда не было и 12 лет, однако он работал наравне со взрослыми: служил в Научно-исследовательском кинофотоинституте помощником механика, участвовал в строительстве Павелецкого вокзала и ремонте железнодорожных путей. За это Стриженов получил медаль «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны».
Интересные факты
За трудовой подвиг в военные годы Стриженов получил медаль, которую считает самой ценной в жизни. Когда Стриженов был студентом, девушки из других театральных училищ приезжали, чтобы увидеть его – парня неземной красоты. Долгое время зрители думали, что Стриженов голубоглазый. Когда появилось цветное кино, выяснилось, что у актера, в действительности, зеленые глаза.
Воплотив образ оперативника Данилова в детективной киноленте «Приступить к ликвидации», Стриженов получил премиальную благодарность от МВД. Олег Александрович был весьма капризен, в командировках требовал, чтобы его селили в лучших гостиничных номерах. Если апартаменты актера не устраивали, он отказывался приходить на съемочную площадку.
Олег Стриженов фото
«Я фанатично любил театр»: роли Олега Стриженова
Олег Стриженов в молодости. Иллюстрация из книги Олега Стриженова «Исповедь». Москва: Издательство «Алгоритм», 1999
Олег Стриженов (в верхнем ряду второй слева) в роли Платона Зыбкина в дипломном спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше». 1953. Театральное училище имени Б.В. Щукина, Москва. Иллюстрация из книги Олега Стриженова «Исповедь». Москва: Издательство «Алгоритм», 1999
Олег Стриженов работает с портретом критика Виссариона Белинского на экзамене по гриму в Театральном училище имени Б.В. Щукина. Москва. Иллюстрация из книги Олега Стриженова «Исповедь». Москва: Издательство «Алгоритм», 1999
После войны Олег Стриженов поступил в Московский театральный художественно-технический колледж, где учился на бутафорском отделении. Во время учебы артист подрабатывал тем, что готовил плакаты для праздничных демонстраций.
В колледж Стриженов поступил по совету брата Глеба Стриженова, который еще в 1930-х начал играть в спектаклях. В 1948 году они вместе подали документы в театральные институты. Глеба Стриженова взяли в Школу-студию МХАТ, а Олега Стриженова — в Театральное училище им. Б.В. Щукина. Олег Стриженов вспоминал: «Я шел в театральное училище совершенно сознательно с единственной целью — стать артистом. Притом с уверенностью, что со временем буду известным. Я фанатично любил театр. Не было ни одного спектакля на московской сцене, которого бы я не видел в те времена».
В студенческих постановках начинающему актеру доставались главные роли. Стриженов играл Ромео в «Ромео и Джульетте», Петруччо в «Укрощении строптивой» и Самозванца в «Борисе Годунове».
В 1953 году Стриженов окончил театральное училище. По распределению он попал в Государственный русский драматический театр Эстонской ССР в Таллине (сейчас — Русский театр Эстонии). Актер дебютировал в главной роли в постановке «Без вины виноватые» по одноименной пьесе Александра Островского.
В Таллине Олег Стриженов играл один сезон. В 1954 году он переехал в Ленинград и устроился в Театр драмы им. А.С. Пушкина (сейчас — Александринский театр). Еще через три года актер вернулся в Москву и стал артистом Театра-студии киноактера. Стриженов декламировал стихи на литературных вечерах, играл в постановках «Маскарад», «Анна Снегина» и «Широкая масленица».
В 1964 году Борис Ливанов, член Художественного совета МХАТа, пригласил артиста сыграть в постановке пьесы Максима Горького «Егор Булычев и другие». Во МХАТе Олег Стриженов прослужил 12 лет — до 1976 года. Актер исполнил роли в спектаклях «Чайка», «На всякого мудреца довольно простоты» и «Три сестры».
Несостоявшийся Андрей Болконский
В 1962 году Стриженов прошел пробы в грандиозный кинопроект «Война и мир», который поручили снимать Сергею Бондарчуку. Фотографии артиста в образе были опубликованы в «Огоньке». Никто не сомневался, что статный, подтянутый актер – идеальная кандидатура на роль Андрея Болконского.
Олег Стриженов на пробах на роль Андрея Болконского
Но накануне запуска проекта в производство Олег Александрович отказался сниматься у Бондарчука, объяснив, что не может терять несколько лет, поскольку он собирается служить во МХАТе, что подразумевает большую занятость. Возможно, он затаил на режиссера обиду, так как тот не позвал его на пробы в первую очередь. Документальный фильм об Олеге Стриженове Режиссер обиделся и нажаловался в Госкино. Об инциденте узнала министр культуры Екатерина Фурцева, которая лично отвечала за создание киношедевра. Собрав в кабинете членов съемочной группы, Фурцева позвонила актеру домой, но Стриженов в этот момент спал и не разобрал спросонья, кто с ним разговаривает. Подумав, что это очередная поклонница, практически нагрубил министру и положил трубку.
Фурцева перезвонила еще раз, Олег Александрович стал извиняться, затем поинтересовался причиной звонка. Министр попросила его приехать. Через час актер был в Министерстве культуры Советского Союза. Увидев в кабинете министра своих коллег, Олег сразу догадался, по какому поводу его вызвали. Фурцева подтвердила его догадку, спросив, почему «любимый актер молодежи» не желает воплотить на экране «любимого литературного героя молодежи». На что Стриженов ответил:
Нас в школе и в институте учили, Екатерина Алексеевна, что любимыми образами молодежи являются Павка Корчагин и Овод. А вот то, что князь Андрей Болконский является любимым героем молодежи, я слышу впервые.
И далее уточнил:
В прессе в последнее время пишут, что у Стриженова все хорошо, публика его любит за те роли, которые он играет, но мы ждем от него образ советского положительного героя…Так зачем же вы меня опять в князья, в эполеты?.. Нет! Я буду ждать и искать «советского положительного героя».
Таким неожиданным образом в грандиозную эпопею вместо Стриженова попал Вячеслав Тихонов, которого эта роль сделала знаменитым.
А Стриженов выходил на театральную сцену: в 1964 году сыграл Тятина в постановке «Егор Булычев и другие», затем Треплева в «Чайке», Мортимера в шиллеровской «Марии Стюарт». В театре он встретил свою вторую жену Любовь, которая подарила ему сына Александра. 1969 год ознаменовался присвоением Стриженову звания народного артиста РСФСР.
Олег Стриженов в спектакле «Чайка»
В кино же Олег Александрович перестал сниматься еще до распада СССР. Его высокая требовательность не позволяла ему играть непонятных персонажей, да и возраст уже давал о себе знать. Он сыграл напоследок еще одного князя, Ухтомского, в военной драме «Оглашению не подлежит» и исчез с экранов вплоть до начала нулевых.
Кадр из фильма «Оглашению не подлежит»
Лишь Владимиру Басову-младшему он дал свое согласие на съемки в его драме «Вместо меня», где его партнером стал Сергей Безруков. Стриженов сыграл прикованного к коляске английского миллионера Александра Гагарина.
«Вместо меня»: Олег Стриженов и Сергей Безруков
Фильмы Олега Стриженова
Олег Стриженов в роли Артура Бертона в художественном фильме Александра Файнциммера «Овод» (1955)
Олег Стриженов (в центре) в роли Вадима Николаевича Говорухи-Отрока в художественном фильме Григория Чухрая «Сорок первый» (1956)
Олег Стриженов на Каннском фестивале. Май 1957. Иллюстрация из книги Олега Стриженова «Исповедь». Москва: Издательство «Алгоритм», 1999
В кино Олег Стриженов начал сниматься еще во время учебы в театральном колледже. В 1951 году актер появился в эпизоде в фильме Владимира Петрова «Спортивная честь».
Через четыре года Стриженов сыграл свою первую главную роль — студента-революционера Артура Бертона в экранизации романа Этель Войнич «Овод». Во время съемок режиссер картины Александр Файнциммер помогал начинающему актеру — объяснял, как держаться в кадре, правильно произносить реплики. Стриженов вспоминал: «На первых съемках я еще многого не знал. Например, снимают крупный план, а я привык в театре подавать реплики на задний ряд. Александр Михайлович говорит: «Что ты кричишь, микрофон ведь рядом». Ну и все, я сразу стал более сдержан, привык к этой, как позже и к другим особенностям киносъемок».
«Овод» вышел в прокат в 1955 году. Его посмотрели более 30 миллионов зрителей. Критики хвалили Стриженова за «убедительно созданный образ революционера». Искусствовед Людмила Тихвинская писала: «Первая роль Стриженова, Артур Риварес в «Оводе», привлекла пафосом революционной борьбы, судьбой героя, ищущего правду, за нее сражающегося. Неожиданно герой этого фильма оказался в ряду героев революционных лент второй половины пятидесятых годов».
После «Овода» Стриженова стали звать на главные роли в другие фильмы. В том же году актер вновь сыграл революционера. Он снялся в картине режиссера Владимира Каплуновского «Мексиканец» о судьбе мексиканских подпольщиков начала XX века.
В 1956 году Олег Стриженов сыграл белогвардейца Вадима Говоруху-Отрока в экранизации повести Бориса Лавренева «Сорок первый» о Гражданской войне. Киновед Ромил Соболев писал: «Актер показал поручика правдиво, таким, каков он есть. Образ оказался сложным и противоречивым. Стриженов… показал не только поэтические и привлекательные стороны характера поручика, но и его ограниченность, его духовную бедность».
Вместе со съемочной группой «Сорок первого» Стриженов побывал на Каннском фестивале, где картина получила специальный приз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». Во французских газетах артиста называли «Советским Жераром Филиппом» за «утонченность, улыбку, деликатность и талант». А на конференции Союза кинематографистов СССР его признали лучшим актером года.
В конце 1950-х Стриженов исполнил еще несколько главных ролей. Он сыграл путешественника Афанасия Никитина в совместном индийско-советском фильме «Хождение за три моря».
В 1960-х Стриженов снялся более чем в десяти фильмах, сыграл в экранизациях, среди которых «Пиковая дама» и «Три сестры». В 1968 году актер появился в научно-фантастическом фильме — комедии Ильи Ольшвангера «Его звали Роберт» о человекоподобном роботе. За эту картину он получил приз за главную мужскую роль на Международном кинофестивале в Триесте.
В 1969 году режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков решили экранизировать рассказ писателя Льва Ющенко «Командир». На главную роль они пригласили Стриженова. Картина вышла в прокат под названием «Неподсуден», ее посмотрело более 40 миллионов зрителей. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» за роль летчика Егорова Стриженов был признан лучшим актером 1969 года.
Личная жизнь Олега Стриженова
Олег Стриженов с третьей женой Лионеллой Пырьевой (Скирдой). 1970-е. Иллюстрация из книги Олега Стриженова «Исповедь». Москва: Издательство «Алгоритм», 1999
Олег Стриженов в роли Артура Бертона и Марианна Стриженова в роли Джеммы в художественном фильме Александра Файнциммера «Овод» (1955)
Вторая жена Олега Стриженова — Любовь Стриженова (Лифенцова) в роли Липочки в художественном фильме Владимира Шределя «Чужая» (1978)
Стриженов был женат трижды. Со своей первой супругой — актрисой Марианной Бебутовой — артист встретился на съемках картины «Овод». Там Бебутова играла Джемму, главную героиню.
Вскоре после премьеры фильма Стриженов и Бебутова поженились. Вместе артисты прожили около десяти лет. В браке у них родилась дочь Наталья, которая, как и родители, стала актрисой.
Второй женой Олега Стриженова была актриса МХАТа Любовь Лифенцова. С ней актер познакомился в конце 1960-х на репетициях одного из спектаклей. В 1969 году у Стриженова и Лифенцовой родился сын Александр. Он окончил Школу-студию МХАТ.
Со своей третьей супругой, актрисой Лионеллой Скирдой, Стриженов впервые встретился еще в 1955 году в Одессе во время съемок картины «Мексиканец». Артист вспоминал: «Я увидел ее сразу. Она скромно стояла за веревочным оцеплением в толпе любопытствующих. Ее нельзя было не заметить. Она была просто неотразима! Казалось, от нее веет морем и загаром».
Второй раз Скирда и Стриженов встретились через 20 лет на съемках фильма «Последняя жертва». Во время озвучивания картины Стриженов сделал Скирде предложение. Актриса вспоминала: «Однажды я приехала на озвучивание, и в студию вошел Олег. И в присутствии… всех, кто там был, публично, с порога сделал мне предложение. Так просто: «Выходи за меня замуж». И я немедленно согласилась». Они поженились в 1976 году.
Биография
Русский Марчелло Мастроянни и Ален Делон — такого прозвища удостоился Олег Стриженов от кинокритиков, журналистов и поклонников. Врожденного обаяния, возвышенности, умения существовать в предложенных обстоятельствах, присущих этому актеру, мало найдется у нынешнего поколения лицедеев. Народный артист СССР откровенно признается, что в кино пришел из тщеславия, в поисках признания. И он не верит, когда кто-то из молодых говорит, что не стремится к популярности.