В свое время Эдмонда Кеосаяна считали неспособным режиссером и даже неудачником. К счастью, ему удалось доказать, что снимать фильмы он может просто блестяще. Кеосаян обладал в действительности незаурядным талантом. Он умел с завидной быстротой менять тематику своих фильмов, мог с легкостью перейти от ленты с погонями к трогательной комедии. Однако во всех его работах была одна общая черта. Это доброта. Все фильмы Эдмонда Кеосаяна были пронизаны данным чувством.
Упорный студент
Эдмонд Гарегинович Кеосаян появился на свет в середине осени 1936 года. В свое время, в 1915-м, его предки покинули родину и жили в Сибири. Во время сталинских чисток отца будущего режиссера, бывшего царского офицера, арестовали, а позднее расстреляли. Поэтому маленький Эдмонд рос и воспитывался в одной из деревень Алтайского края. Именно туда его семейство было выслано после гибели отца.
В послевоенный период члены семьи перебрались в столицу Армении, в Ереван. Там юный Эдмонд окончил школу рабочей молодежи, и после этого отправился в Москву. На тот момент ему было всего лишь шестнадцать.
В столице будущий режиссер был намерен влиться в студенческую братию ВГИКа. Он хотел поступить на актерское отделение института. Однако экзаменационная комиссия решила не брать его в вуз. Причина была одна – армянский акцент Кеосаяна. При этом по-армянски он почти не разговаривал.
Несмотря на такую неудачу, Эдмонд не стал унывать. Чтобы не уезжать из города, он поступил в один из столичных экономических институтов. Спустя некоторое время он все-таки стал студентом и театрального вуза, но на этот раз — в Ереване. Одновременно он трудился в республиканском эстрадном оркестре. Кеосаян работал там конферансье.
Спустя несколько лет упорный молодой человек снова начал штурмовать приемную комиссию ВГИКа. И теперь все это ему удалось. Он стал студентом. Он учился тогда на режиссерском курсе Е. Дзигана. В 1964-м Кеосаян все-таки получил заветные корочки и стал дипломированным режиссером.
Детство и юность режиссёра
В городе Ленинакане, (Армянской ССР), сейчас город носит название Гюмри, 9 октября 1936 г. родился будущий режиссер создатель популярнейшего кинофильма «Неуловимые мстители» – Эдмонд Кеосаян. В фамилию режиссера закралась ошибка допущенная работником отдела, который выписывал Эдмонду паспорт. Истинная фамилия его рода по линии отца – Кесаян.
Отец Эдмонда – Гарегин Кесаян до революции 1917 г. служил офицером царской армии, что и послужило причиной его ареста в 1937 г. в годы сталинских репрессий. Пророческими оказались слова отца Эдмонда, которые он сказал своей жене, во время их последнего свидания. Женщина пришла с тремя сыновьями, младшему Эдмонду было всего 6 месяцев. Гарегин, ясно понимая предстоящую ему учесть, подняв младшего на руки, сказал матери своих детей: «Выходи замуж обязательно, тяжело одной, но вот этому маленькому фамилию не меняй, благодаря ему она еще зазвучит!»
Через некоторое время отца расстреляли, а семья «врага народа» была отправлена в ссылку, на Алтай. Пристанищем изгнанной семье стала деревня Вознесение, впоследствии Эдмонд снимет автобиографический фильм о жизни в далёкой Сибири. Картина – посвящение русской женщине, помогавшей матери режиссёра с детьми выжить в тяжёлых условиях.
Вернуться в родной Ленинакан Кесаяны не решились, а из ссылки, уже после окончания ВОВ, перебрались в г. Ереван. Семье без кормильца приходилось не сладко, жили они очень бедно, юному Эдмонду пришлось рано начать зарабатывать, чтобы помогать семье, он продавал воду. Из-за больших материальных сложностей будущий режиссер из обычной школы перешел в школу рабочей молодёжи, по окончании которой поехал в г. Москву, покорять ВГИК.
Эдмонд Кеосаян в молодости
Дебют режиссера
Будучи еще студентом, Эдмонду удалось снять фильм, который назывался «Лестница». Картина была его курсовой работой. И несмотря на это лента попала на знаменитый кинофестиваль в Монте-Карло. Дебютанту вручили первый гран-при. Через год молодой начинающий режиссер закончил работу над своей второй картиной — «Три часа дороги». В Каннах этот фильм также был отмечен престижным призом. Благодаря этим международным премиям Кеосаяну предложили поработать в киностудии «Юность». Она функционировала при «Мосфильме». Разумеется, режиссер ответил согласием.
А через несколько лет, в канун полувекового юбилея Октябрьской революции, он получил предложение снять приключенческую картину по мотивам книги П. Бляхина «Красные дьяволята». Но эта история началась задолго до съемок.
Предыстория
В 30-х гг. советский кинематограф начал создавать приключенческие киноленты. Однако этим планам помешала Великая Отечественная война. Советскому Союзу тогда были нужны патриотические фильмы. После войны, в 1962-м, в отечественный прокат вышла знаменитая картина — вестерн «Великолепная семерка». Фильм ждал колоссальный успех. После этого глава государства Никита Хрущев также напомнил всем о том, что и в СССР уже пора начинать снимать хорошее, качественное приключенческое кино.
Для реализации замысла генерального секретаря Центральный комитет ВЛКСМ выбрал как раз произведение «Красные дьяволята». Напомним, эта повесть уже была экранизирована. Фильм появился еще в 1923-м. Режиссером был И. Перестиани. Аппаратчики решили, что сюжет более чем подходит для приключенческой картины и начали искать режиссера.
Сперва предложение экранизировать книгу получил Александр Митта. Однако по некоторым причинам он был вынужден отказаться. И именно тогда был приглашен Эдмонд Кеосаян. К этому времени режиссер уже снял картину «Где ты теперь, Максим?» и завершал фильм «Стряпуха», в котором были задействованы В. Высоцкий и С. Светличная.
Начало работы
Рабочее название нового фильма звучало как «Знак четырех». Во время съемок Кеосаян вносил колоссальное количество изменений в литературный материал. Так, в книге были три главных героя. К ним режиссер добавил гимназиста Валеру, который часто поправляет очки на переносице. А китаец у Бляхина, негр в фильме Перестиани, превратился вообще в цыгана Яшу.
Большой проблемой в картине было то, что главные роли должны были исполнять подростки. Актер Виктор Косых, сыгравший Даньку, был найден очень быстро. До проекта Кеосаяна он уже снялся в нескольких фильмах, среди которых — легендарная картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». С иными кандидатами на роли ленты дело, как выяснилось, обстояло гораздо сложнее.
Так, известный актер В. Носик пробовался на роль Валерки. Но режиссеру он показался чересчур взрослым. После этого Косых предложил Кеосаяну снять своего приятеля. Его звали Миша Метелкин. В результате тот прошел пробы. Кстати, именно эти два друга помогли режиссеру придумать новое название фильма. Теперь он назывался «Неуловимые мстители».
Поиски цыганенка длились очень долго. Кеосаяну пришлось посмотреть порядка 8000 детей по всему Советскому Союзу. И только после этого он увидел Васю Васильева. Он жил во Владимирской области, в настоящем цыганском таборе. У него было 13 братьев и сестер. Он нормально учился, танцевал, пел и занимался верховой ездой.
Ксанку также долго искали. Эдмонду Кеосаяну требовалась актриса, которая имела бы хорошую спортивную подготовку. Кроме этого, она должна быть похожа на мальчика. Валя Курдюкова на тот момент занималась гимнастикой, имела спортивный разряд. Также она любила мальчишеские игры. Собственно, именно поэтому режиссер выбрал именно ее.
Немного о личном: жена, семья, дети
Личная жизнь режиссёра сложилась замечательно. Э. Кеосаян, воспитанный в кавказских семейных традициях сочетался браком единожды со своей любимой женой, актрисой Лаурой Геворкян. Судьбоносная встреча произошла на исторической родине, во время учёбы в г. Ереване. Красавица жена с лёгкостью оставляет профессию и уезжает за мужем в Москву. По признанию самой актрисы, когда супруг поступил во ВГИК, она поехала к нему погостить до осени, а осталась навсегда. Э. Кеосаян поначалу отказывался снимать супругу, опасаясь пересудов и разговоров, в «Неуловимых мстителях» она появляется лишь в массовых сценах. Впоследствии, по достоинству оценив талант супруги, Лаура стала получать от мужа режиссёра запоминающиеся роли.
У Эдмонда и Лауры в браке родилось двое детей. Сыновья: Давид и Тигран. Оба сына пошли по стопам отца, освоив профессию кинорежиссера. Давид Кеосаян запомнился зрителю по фильмам «Три полуграции», «Любовница». Тигран Кеосаян стал известен по таким фильмам как: «Заяц над бездной», «Мираж», «Ландыш серебристый».
С женой Лаурой и сыном Давидом
В актёрскую профессию пошла и старшая внучка Эдмонда – Лаура. Ныне она служит в театре им. Е. Вахтангова и снимается в фильмах.
Тигран Кеосаян вспоминая о своём детстве, рассказывал: «Отец меня воспитывал в понимании того, что, если человек пришёл в твой дом, разделил с тобой хлеб, этот человек никогда не станет для тебя чужим. И это непреложная истина». Идеалами бескорыстной дружбы, взаимовыручки, доброты, бесконечной любви к отечеству пронизано творческое наследие режиссёра. Наверное, поэтому его фильмы любимы зрителями уже не одного поколения.
Эдмонд Кеосаян с женой, детьми и внуками
Съемочный процесс
В фильме «Неуловимые мстители» Эдмондом Кеосаяном было запланировано почти 40 трюков. Причем актеры должны были исполнить их сами. На протяжении нескольких месяцев они усиленно занимались плаванием, эквилибристикой, автовождением, самбо, игрой в бильярд и, конечно же, верховой ездой. Однако без травм все-таки не обошлось. Так, Косых еще бы чуть-чуть и разбился во время эпизода спасения детей. Он останавливал повозку с несущимися лошадьми. В другой сцене машина с героями мчалась сквозь стеклянные аптечные витрины с очень большей скоростью. В итоге Васильев и Метелкин получили шрамы и порезы. А Курдюкова не хотела отставать от партнеров. Она много ныряла и в результате оказалась на больничной койке. У нее заболели уши.
Премия Эдмонда Кеосаяна
Премия Эдмонда Кеосаяна за выдающиеся достижения в кардиологии присуждается с 2001 года выдающимся молодым исследователям, которые провели высококачественные научные исследования в области клинической или фундаментальной кардиологии во время Международной конференции молодых медиков, проводимой два раза в год в Ереван от Армянская Медицинская Ассоциация. Победитель в каждой категории получает 2000 долларов от Фонд Эдмонда Кеосаяна. Премия была впервые вручена в 2008 году во время 4-го YMIC, деньги были распределены между двумя кандидатами. Премия учреждена Тигран Кеосаян как выражение уважения к дружбе между Эдмондом Кеосаяном и Парунак Зельвян, его кардиолог, а ныне президент Армянской медицинской ассоциации.
Фурор
Как бы то ни было, фильм «Неуловимые мстители» вышел в отечественный прокат. Картина сумела произвести настоящий фурор. Почти пятьдесят миллионов кинозрителей посмотрели эту работу. Причем многие специально ходили в кинотеатр по нескольку раз.
После такого триумфа Эдмонд Гарегинович Кеосаян был намерен снять новый фильм. Он назывался «Антарктида — далекая страна». Сценаристами были А. Тарковский и А. Михалков-Кончаловский. Однако этим планам не было суждено сбыться. Дело в том, что «неуловимые» получили колоссальную прибыль. Именно поэтому Госкино в очередной раз обратилось к Кеосаяну. Он получил заказ на продолжение картины. И эта работа — «Новые приключения неуловимых» — снова имела огромный успех. Правда, после премьеры в СМИ появились довольно критические заметки. Режиссер всегда следил за этими новыми статьями и очень переживал. В результате он отправился на родину, в Армению.
Фильмография[ | ]
Год | Фильм | ||||
Режиссёр | Сценарист | Актёр | Роль | ||
1962 | Лестница | Y | |||
1963 | Три часа дороги | Y | |||
1964 | Где ты теперь, Максим? | Y | Y | строитель в кепке | |
1965 | Стряпуха | Y | |||
1966 | Неуловимые мстители | Y | Y | ||
1968 | Новые приключения неуловимых | Y | Y | Y | шпик |
1971 | Корона Российской империи, или Снова неуловимые | Y | Y | Y | шустрый брюнет |
1972 | Мужчины | Y | Y | ||
1974 | Ущелье покинутых сказок | Y | Y | ||
1975 | Когда наступает сентябрь | Y | Y | ||
1978 | Звезда надежды | Y | |||
1979 | Легенда о скоморохе | Y | Y | ||
1982 | Где-то плачет иволга | Y | Y | ||
1988 | Вознесение | Y | Y |
Новые проекты
Приехав на родину, режиссер Эдмонд Кеосаян сразу же получил новое интересное предложение – снять армянский фильм. И режиссеру удалось экранизировать добрую, трогательную и ироничную картину. Она называлась «Мужчины». По большому счету, в его творчестве эта лента открыла совершенно новую страницу, которая раскрыла его талант кинозрителям с неожиданной стороны. Между прочим, в этом фильме свою роль получила и супруга Кеосаяна — Лаура. Кстати, как рассказывает биография Эдмонда Кеосаяна, личная жизнь режиссера сложилась просто замечательно. Они с любимой женой воспитали двоих сыновей — Давида и Тиграна, которые тоже смогли много чего достичь.
Через несколько лет, в 1978-м, вышла историческая кинодрама режиссера «Звезда надежды». Фильм рассказывал об освободительной войне армянского народа против турецких завоевателей. Последней работой Кеосаяна стала автобиографическая картина «Вознесение». Лента повествует о его детстве, которое он провел в ссылке в Сибири. А посвятил ее он женщине — бабе Нюре. Именно она в свое время приютила членов его семейства и помогла им выжить. Кеосаян считал ее второй мамой.
«Этому фамилию не меняй — Он ее прославит» — Об Эдмонде Кеосаяне
В 1937 году на последнее свидание с арестованным Гарегином Кесаяном его жена пришла с двумя сыновьями, младшему из которых едва исполнилось шесть месяцев. Гарегин, понимавший, что участь его предрешена, сказал жене:
«Можешь снова выйти замуж, но вот этому маленькому — фамилию не меняй, он ее прославит!» Слова отца оказались пророческими — спустя 30 лет режиссера Эдмонда Кеосаяна узнала вся страна.
Детство будущего автора романтической трилогии о «Неуловимых мстителях» начиналось далеко не романтично. Весной 1937 года отец Эдмонда был расстрелян как бывший офицер царской армии, а семья — жена и двое детей, сосланы в Сибирь, в Алтайский край, деревню Вознесение.
Из ссылки они вернулись только после войны, но поселиться в Ленинакане не решились — страх перед возможностью новых преследований был еще очень силен, и Кесаяны перебрались в Ереван. Кесаян — именно так изначально звучала фамилия Эдмонда, буква «о» по ошибке появилась при получении паспорта, да так и осталась.
В 16 лет Эдмонд уехал в Москву — поступать во ВГИК. На актерское отделение его не приняли — «из-за армянского акцента», хотя сам Эдмонд по-армянски вообще не разговаривал. Не желая возвращаться в Ереван, Эдмонд поступил в Московский экономический институт, где проучился 4 года.
И все 4 года подряд параллельно с учебой пытался поступить во ВГИК, но тщетно. Поступил он только в 1958-м, но уже на режиссерский. В 1962 году, курсовая работа четверокурсника Кеосаяна «Лестница» получила Гран-при Международного кинофестиваля в Монтекарло. Спустя год в Канне была отмечена высшей наградой и вторая его студенческая работа — фильм «Три часа дороги».
После престижных международных премий молодому режиссеру дали зеленый свет, и он стал работать на студии «Юность» при «Мосфильме». Призы призами, но для того, чтобы заявить о себе, нужен был один-единственный фильм, но такой, о котором заговорили бы все. В ЦК Комсомола предложили к 50-летию революции снять приключенческий фильм по мотивам популярных когда-то «Красных дьяволят».
И Кеосаян решил сделать вестерн, дать достойный ответ американской «Великолепной семерке». Но как? Трюковой школы не было, все приходилось делать в первый раз, самому придумывать трюки, набирать специалистов. Плюс выбор актеров на главные роли — ведь это были еще подростки, и Вася Васильев и Виктор Косых — это не Юл Бриннер и Рональд Рейган!
Тем не менее, фильм «Неуловимые мстители» был заявкой на романтически-приключенческий экшн. Риск был большой, однако неуемная энергия Кеосаяна, его бесшабашность и вера в самое невозможное зарядили всю съемочную группу, и результат не заставил себя ждать.
«Неуловимые мстители» произвели фурор — картину посмотрели более 50 миллионов человек, а мальчишки смотрели фильм по многу десятков раз. Лихой азарт героев, дух юношеской романтики, великолепное созвездие актеров, потрясающая музыка, тонкий юмор — все сложилось так, как задумывал Кеосаян.
Самый несоветский фильм на самую советскую тематику — такими получились «Неуловимые», ярчайший образец нового жанра «истерн» — вестерна, созданного на востоке. Бешеные прибыли с проката фильма подтолкнули Госкино к заказу продолжения, о котором Кеосаян вначале и не помышлял.
Второй фильм — «Новые приключения неуловимых», имел еще больший успех, чем первый. Но погони, взрывы и трюки, «на ура» принимаемые зрителем, давались на деле совсем нелегко… В одном из эпизодов автомобиль с героями должен был проехать сквозь стеклянные витрины аптеки.
Мосфильмовский техник по безопасности запретил делать этот трюк, утверждая, что скорость не должна превышать двадцати пяти километров в час. Дело в том, что, проехав через аптеку, машина должна была резко повернуть и остановиться рядом с обрывом метров в двести.
А у «Роллс-Ройса» механические тормоза… Кеосаяну же нужна была скорость шестьдесят — семьдесят. От эффекта ускоренного кадра он отказался — если ускорить автомобиль, то и падение стекла будет ускоренным, и станет виден обман.
Кеосаян пошел на авантюру. Несговорчивому технику прислали из Москвы телеграмму, якобы его жена прилетает в Симферополь — все для того, чтобы он на несколько часов уехал со съемочной площадки в Ялте.
И как только он уехал, стали снимать. Несколько дублей. С настоящей стеклянной витриной! Присутствовавшая при этом мать актера Метелкина (Валерка) чуть не упала в обморок. Не волновался только Кеосаян.
И только спустя годы сам говорил — там ведь могло случиться что угодно, мог погубить мальчика.Кстати, по ходу съемок Кеосаяну пришлось срочно пристраивать Михаила Метелкина во ВГИК — чтобы избавить от призыва в армию. Метелкин поступал на экономический факультет, где готовят директоров картин.
Математики практически не знал. Вместо ответа исписал листок бессмысленными цифрами. И вот во время экзамена преподаватель математики выходит в туалет. Кеосаян идет за ним, заходит в соседнюю кабинку, залезает наверх и говорит оттуда: «Товарищ, у меня там поступает один из героев фильма «Неуловимые мстители», он ни хрена не знает, поставьте ему пятерку».
Застигнутый в крайне неловком положении преподаватель взмолился: «Я все что угодно сделаю, только уйдите отсюда!» Потом он зашел в аудиторию, взял листок Метелкина, долго в него смотрел и сказал: «Какое оригинальное решение. Отлично!»
После этого Кеосаян отвез Метелкина в «Арагви», где и отметили его поступление… Вообще, Кеосаян очень любил и уважал актеров, и они платили ему взаимностью. Многие известные актеры с удовольствием снимались у него в массовках и эпизодах. Борис Сичкин даже обиделся на него, потому что в третьей серии «Неуловимых» его не было: во второй серии его героя — Бубу Касторского, убили.
Но ведь и героя Ефима Копеляна убили! Однако Копелян попросил жену Кеосаяна — Лауру Геворкян: «Лаурочка, скажите Эдмонду Гарегиновичу, что я был ранен, лежал в больнице, но все-таки выжил!» И атаман Бурнаш в третьей серии «ожил».
Третий фильм трилогии — «Корона Российской империи» — Кеосаяна уже буквально заставили снять. Но актеры уже выросли, и хотя фильм был, как всегда, добротный и интересный, энергетика получилась немного не той… И, как обычно бывает в таких случаях, завистники и недоброжелатели нашлись без труда.
Появились недобрые критические статьи в газетах, журналах, причем еще до официального выхода фильма на широкий экран. Кеосаян тяжело переживал, жалел, что поддался уговорам и согласился снимать… Общая обстановка была настолько тяжелой, что он решил уехать в Армению.
Председатель Госкино Армении предложил: «Сними армянскую картину — что хочешь, даже сценарий не показывай». Так появился невероятно добрый, трогательный и ироничный фильм «Мужчины», открывший новую страницу в творчестве Кеосаяна и раскрывший его талант с совершенно неожиданной стороны.
Картина была закончена в начале октября. Но по сценарию в конце фильма должен был выпасть снег. А снег в Ереване редко выпадает раньше декабря, иногда — аж в январе. Снега не было. И могло вообще не быть.
Но Кеосаян уперся — в финале должен быть снег! И ждал. Даже съездил в Москву, где отлежался в больнице и взял справку о болезни, чтобы оттянуть сроки завершения картины. Ждали все. И однажды ранним утром, выглянув в окно ереванской гостиницы, не поверили своим глазам — весь город был белым от снега.
В каком-то бешеном темпе Кеосаян успел поднять группу «по тревоге» и отснять финал картины — снег продержался всего пару часов, в последних кадрах видно, как он тает. Он просто очень хотел этого, и снег пошел, специально для него. Потом все шутили — хорошо, что ему не понадобилось наводнение!
С Кеосаяном было возможно все что угодно, такой был характер, такая энергетика. Когда сын — Давид Кеосаян — снимал документальный фильм «Профессия — режиссер», то включил в него рабочие моменты съемок отца. Во время просмотра ему сделали замечание: «Зачем эта ускоренная съемка движений режиссера?»
На самом деле это не была ускоренная съемка: Кеосаян действительно так быстро двигался. Фрунзик Мкртчян даже говорил ему: «На тебя, Эдик, надо дружеский шарж сделать: с одной горы кричишь «ау!», а на другой уже стоишь и слушаешь свой же крик!»
Это был человек-энергия, выкладывающийся до конца во всем. Даже в своей любви к футболу. Из-за футбола он мог бросить съемку и 5 часов мчаться из Гориса в Ереван на матчи «Арарата», которые смотрел со скамейки запасных.
Никита Симонян рассказывал, как во время одного из матчей, когда ереванцы уже выигрывали, и исход матча был предрешен, мяч попал к нашему нападающему. И вдруг Эдмонд вскочил со скамейки и параллельно игроку во весь дух понесся вдоль кромки поля под смех трибун — азарт захватил его целиком.
Однако при своей неуемной энергии Кеосаян невероятно серьезно и глубоко подходил к работе. Готовясь к съемкам «Звезды надежды», изучал исторический материал. Но так как не умел читать по-армянски, то заставил супругу читать ему «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци — громко, не торопясь, чтобы он успевал вникнуть и переварить.
В процессе съемок он всегда и многократно переделывал сценарий. Когда приступали ко второй серии «Неуловимых», сценарий в Госкино даже не стали читать — «Знаем мы Кеосаяна, покажет одно, а снимет все равно что-то совершенно другое, так что пусть делает что хочет!»
Тем не менее, все свои сценарии он знал наизусть и сам показывал все роли, играя перед актерами. Никогда не приезжал на площадку неподготовленным, всегда знал, что и как будет снимать. Был очень строг — абсолютная тишина во время съемок. А ведь там сотни, а то и тысячи людей.
В Гарни, во время съемок «Звезды надежды», для эпизода объявления Мхитара преемником Давид Бека собрали огромную массовку — толпы людей на ступенях и вокруг храма, на склонах холма.
И вдруг голос Кеосаяна — мат-перемат, затем: «Сними часы с руки!!!!» В средние века не было наручных часов…. Как он увидел на таком расстоянии, в толпе эти часы — уму непостижимо.
Свои «фирменные» фишки есть у многих режиссеров — Рязанов обязательно снимет самого себя в эпизоде, в фильмах Данелия нет-нет, да и промелькнет песня «Мыла Марусенька белые ножки»…
Кеосаян же любил снимать в картинах своих родственников и друзей. В фильме «Мужчины», к примеру, снял свою 80-летнюю мать. «Неуловимых» он вообще создавал для своего первенца — Давида, и снял его в нескольких эпизодах.
Но вот супруге своей, актрисе Лауре Геворкян, очень долго ролей не давал, хотя все ему это советовали — «Я только начинающий режиссер, что обо мне подумают, если я начну снимать свою жену!» В «Неуловимых» жене доставались только роли в массовках.
В фильме «Мужчины» Лаура появилась вообще случайно. Джигарханян прилетел на съемки всего на один день, а актриса, выбранная на эту роль, отсутствовала. И Лауру с температурой 38 вытащили из гостиницы и привезли на съемочную площадку.
Она чувствовала себя плохо, все время думала: «Что за чушь я играю, что за бред? Это ведь совсем не смешно…» Но в итоге именно этот эпизод — деревенские родственники в гостях у семьи стоматолога — особенно полюбился зрителям.Вообще, тема родственников, семьи, была для него особой.
Он ничего не знал о своих близких, потому что мать боялась рассказывать что-либо об отце. В Ленинакане, во время съемок фильма «Вознесение», к Кеосаяну на съемочной площадке подошел человек и, представившись троюродным братом, пригласил в гости. Он показал Эдмонду генеалогическое древо Кесаянов.
Это был просветительский род — они открывали школы, среди них было много учителей, а дядя Эдмонда был губернатором Карса. Выяснилось, что многие Кесаяны сегодня живут за рубежом, в Америке, во Франции. Эдмонд был очень воодушевлен, попросил сделать копию древа. А в декабре произошло Спитакское землетрясение…
Главное, что отличает все его фильмы, — доброта. Даже отрицательные герои «Неуловимых» — белогвардейцы, бандиты и проходимцы — выглядели симпатично и становились любимцами зрителей. В фильме «Звезда надежды», рассказывающем об освободительной войне армян в средние века, он старался избежать излишней крови, жестокости.
Бесконечная внутренняя доброта проявилась даже в последней его картине — «Вознесение», посвященной детским годам, проведенным в сибирской ссылке. Родные не понимали, почему он умышленно убрал из фильма почти весь негатив — 4 часа на сборы для высылаемых, жуткий ночной вокзал, озверевшие караульные собаки, вагоны, в которых часть сосланных приезжала на место мертвыми…
А ведь был 1988 год, уже можно было снимать довольно свободно. Но нет, весь фильм он посвятил русской женщине — бабе Нюре, приютившей высланных, помогшей им выжить…
Доброта и открытость Кеосаяна жили в нем, несмотря на многие тяжелые проблемы. Долгие годы Кеосаян был невыездным. На кинофестиваль в Каире он должен был повезти фильм «Когда наступает сентябрь» (получивший впоследствии главный приз — «Серебряную Нефертити»).
Его уже оформляли для поездки. Но в последний момент снова отказали. Он разозлился и пригласил к себе домой сотрудника КГБ, курирующего эти дела, которому заявил: «У меня уже взрослые дети, а я не могу им объяснить, почему я невыездной. Если вы мне не объясните причину, то я вызову корреспондентов, дам им интервью и выйду из партии».
Его стали умолять — успокойся, все выясним. «Выяснение» длилось еще долгих 2 года, после чего наконец реабилитировали отца, и Кеосаяну разрешили ездить за рубеж. Его вызвали на Лубянку.
Огромный кабинет, в конце длинного стола — кипа папок. Чиновник, курирующий культуру, сказал: «Можете посмотреть, что в них». И вышел из кабинета. В папках оказались анонимки: «Кеосаян громогласно ругал съезд».
А дело было так — на V съезде кинематографистов, когда травили и освистывали Чухрая, Кеосаян, возмущенный происходящим, в ярости вышел из зала, употребив при этом несколько непечатных выражений. Чутких ушей и бдительных натур нашлось немало…
Анонимки были и из Армении: «Пользуясь тем, что в России не понимают армянского языка, Кеосаян включил в фильм песню националистического характера…» — это о народной песне про фидаинов в фильме «Когда наступает сентябрь»…
Личная трагедия Эдмонда Кеосаяна была в том, что в России он не стал русским режиссером, а в Армении — армянским. Он так и остался чужим среди своих, не став своим среди чужих. В последние годы жизни Кеосаян очень хотел навсегда вернутся в Армению, которую очень любил.
Мечтал снять фильм о народном герое Андранике. А еще — фильм о Ереване, о своем поколении, с рабочим названием «Городские ребята».
Это должен был быть фильм о детях, с которыми он вырос — в окрестностях кинотеатра «Москва», о его друге Днеприке (Дно), о привезенной из Берлина трофейной машине, на которой они ездили вниз по улице Абовяна, тормозя обычным ломом — у машины не было тормозов.
Не успел… Но Эдмонд Кеосаян успел сделать другое — он подарил нам доброту своей души и жизнерадостную энергию своего сердца, до сих пор работающего для нас со скоростью 24 кадра в секунду.
Эдуард Аянян | Фото из личного архива Тины Кеосаян
Последние годы
На протяжении последних лет жизни Кеосаян пытался воплотить еще два режиссерских замысла. Это фильм о народном армянском герое по имени Андраник и картина о его поколении. Он даже придумал называние — «Городские ребята». Эта лента должна была рассказывать о тех людях, с которыми он вырос, о его приятеле Днеприке, о трофейном автомобиле… Но режиссер не успел…