Россия, Воронежская область, Лиски, улица Чапаева
Телефон:
+7 (473) 914-22- Показать номер
Пн-пт: 08:30—17:00; сб: 09:00—13:00
whatsapp telegram vk email

Актёр, сыгравший в «Бриллиантовой руке» Лёлика: жизнь и смерть Анатолия Папанова

Биография

Глядя на те комедийные образы, в которых актер представал на экране, нельзя было так просто догадаться, что Анатолий Дмитриевич Папанов был человеком с тяжелой судьбой. Несмотря на ужасы войны, увиденные собственными глазами, артист до конца дней сохранил оптимизм и лучезарную улыбку, вдохновлявшую зрителей Советского Союза.

Памятник Анатолию Папанову в Вязьме
Памятник Анатолию Папанову в Вязьме

За время работы в кино и театре артист удостоился множества наград, отмечающих его заслуги, а в 1976 году советский астроном Людмила Чёрных назвала в честь актера открытый ею астероид №2480. В 2012-м, через 25 лет после смерти артиста, Анатолию Дмитриевичу поставили памятник на малой родине – в городе Вязьме.

[править] Архивные кадры

  • 1989 — Голос памяти (документальный)
  • 2006 — Анатолий Папанов. Неоконченная война (документальный)
  • 2006 — Анатолий Папанов (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2007 — Анатолий Папанов. Обратная сторона славы (документальный)
  • 2007 — Анатолий Папанов. Так хочется пожить.. (документальный)
  • 2007 — Анатолий Папанов (из телевизионного документального цикла «Острова»)
  • 2009 — Великие комбинаторы (документальный)
  • 2011 — Анатолий Папанов. От комедии до трагедии (документальный)

Детство и юность

Анатолий Папанов родился в Вязьме Смоленской губернии 31 октября 1922 года, в переломный для государства период. Отец Анатолия – офицер Дмитрий Филиппович, а мать – модистка Елена Болеславовна, полька по национальности, тайно перешедшая из католичества в православие. Родители были людьми имперской закалки и к переменам вокруг себя относились с неодобрением. Кроме того, супруги являлись верующими христианами и детей воспитывали в религиозных традициях.

Юный Папанов обожал родителей, в особенности строгого, но внимательного отца, и стремился быть на него похожим. Любовь к театральному искусству Папанов-младший тоже перенял от родителей. Дмитрий Филиппович увлекался актерством с молодости, постоянно участвовал в любительских спектаклях и организовывал некоторые из них.

Анатолий Папанов в детстве

В конце 20-х годов семья Папановых переехала в Москву. Там Толик пошел в школу, но учеба не привлекала мальчика. Юный Папанов хулиганил, перебивался с двойки на тройку и в итоге учебное заведение окончил с трудом. С такими отметками юноша и не помышлял о высшем образовании. Он устроился литейщиком в ремонтную мастерскую завода и занялся актерской деятельностью.

Приятель Папанова как-то позвал его с собой на прослушивание в Театр рабочей молодежи, и грубоватый, искренний юноша чем-то приглянулся приемной комиссии. Он быстро стал звездой в труппе, и казалось, что у него впереди безоблачное будущее.

Анатолий Папанов в молодости

Однако вскоре грянула Великая Отечественная война, и молодого рабочего в первый же ее день призвали к оружию. Три месяца Папанов учился управлять зенитными орудиями, после чего весь состав группы отправили на фронт. Позже великий актер вспоминал, сквозь какой ужас ему пришлось пройти. Был случай, когда большая часть роты, состоящей из таких же юнцов, как и Папанов, погибла под обстрелом. Сам Анатолий чудом выбрался живым, хотя и раненым, юноше пришлось ампутировать 2 пальца на ноге. Нормально ходить после этого Папанов не мог, а потому был демобилизован.

Анатолий Папанов прошел войну

Впрочем, домой молодой человек поехал далеко не сразу. Несколько месяцев солдат в составе собранного им творческого коллектива колесил по фронтовым госпиталям, поддерживая собратьев по несчастью песнями, стихами и импровизированными выступлениями, которые неизменно имели успех. Тогда Папанов задумался о том, что, возможно, творческая, актерская деятельность – это его призвание. Снова оказавшись в Москве, молодой человек решил поступить в театральный институт.

Первые шаги к театральной карьере

В 1930 г. семья перебралась в Москву. Папанов пошел в 1-й класс. Актер вспоминал, что учился из рук вон плохо, перебирался с двойки на тройку. Мальчик любил посещать клуб «Каучук» неподалеку от дома (семья поселилась на улице Малые Кочки, сейчас – ул. Доватора). Там показывали разные фильмы, которые Толик с упоением смотрел все подряд. Когда же в клубе «Каучук» открылась театральная студия, подросток туда записался.

С низкой успеваемостью в школе Папанову не светило высшее образование. После 8 класса юноша перевелся на вечернее отделение и устроился на шарикоподшипниковый завод в литейный цех. Днем парень работал, после спешил в клуб «Каучук», а потом – в вечернюю школу.

Папанову повезло: кружком самодеятельности руководили профессиональные актеры из театра имени Вахтангова. Анатолий Дмитриевич считал своим первым учителем заслуженного артиста РСФСР Василия Кузу.

Любительский театр ставил водевили и серьезные спектакли. Дебютом юного актера считают Гортензио в «Укрощении строптивой» и Пятеркина в «Вассе Железновой». В театральном кружке руководители часто вели беседы о литературе. Это заставляло краснеть Анатолия, не освоившего даже школьную программу. Чтобы наверстать упущенное, юноша взялся за чтение… которое сделалось его любимым занятием.

Папанов в фильме «Ленин в октябре»

Неуемный Папанов успел использовать все возможности, которые давал клуб «Каучук»: пел в хоре, научился фехтовать и играть на домре, посещал изобразительную студию.

Жизнь в Москве, где постоянно что-то снимали, давала юноше шанс приобщиться к кинематографу. Парень подавался в массовку, как только слышал о наборе. Молодого Папанова можно заметить среди толпы в фильмах:

  • «Ленин в 1918 году»;
  • «Минин и Пожарский»;
  • «Суворов»;
  • «Степан Разин»;
  • «Подкидыш».

Первой эпизодической ролью, поднявшей 15-летнего подростка над остальными статистами, был образ юного матроса в фильме «Ленин в Октябре».

Театр

В ГИТИС Анатолий пришел уже тогда, когда закончились вступительные экзамены. Но поскольку в учреждении был недобор студентов, ректор института Михаил Тарханов предложил будущему актеру попробовать поступить прямо сейчас, прочитав что-нибудь из стихотворений. Послушав, Михаил Михайлович был удивлен профессионализмом абитуриента. В результате короткого разговора Папанов был принят в вуз и зачислен сразу на 2-й курс.

На сцене Роман Ткачук, Анатолий Папанов и Михаил Державин

Изначально актер ничем не выделялся среди студентов, но как только начались репетиции, стало понятно, что этот юноша – человек выдающегося таланта. Когда в 1946 году молодой актер вышел из стен учебного заведения, он был уже известен в театральных кругах Москвы. Папанова приглашали во МХАТ и Малый театр, получал юноша и другие престижные предложения. Однако Анатолий отказался и вместе с остальным курсом и молодой женой уехал в Литву, впрочем, надолго актер там не задержался.

В 1948 году режиссер Андрей Гончаров предложил Папанову и его жене место в Театре сатиры, и пара переехала обратно в Москву. Это предложение повлияло на всю дальнейшую жизнь супружеской четы. В молодости актер играл только эпизодические и второстепенные роли. Лишь в 1954 году ему доверили существенную роль – срочно понадобилось заменить заболевшего коллегу.

Анатолий Папанов в театре

После премьеры режиссеры, наконец, разглядели в мужчине потенциал. Через 3 года артист получил первую центральную роль. Успех спектакля с его участием был настолько громким, что в театральных кругах появилось выражение «ходить на Папанова». Даже из знаменитого Кисы Воробьянинова Папанов сумел сделать глубокую, трагическую фигуру, изменив для рядового театрала восприятие этого образа.

В 1962 году артист поучаствовал в постановке пьесы «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу. Это произведение исключительной сложности мало кто решался ставить.

Анатолий Папанов в спектакле «Дом, где разбиваются сердца»

Актеры Театра сатиры сделали больше, создав телеверсию спектакля. Папанов сыграл роль Мангана. За время творческой биографии Папанов поучаствовал во множестве спектаклей, в том числе и в постановках «Доходное место» по Александру Островскому, «Ревизор» по Николаю Гоголю, «Горе от ума» по Александру Грибоедову и других. В 1987 году дебютировал в родном театре как режиссер со спектаклем «Последние» по Максиму Горькому.

Папанов на фронте

В 1940 году Анатолия Папанова призвали в армию. Сначала он попал в военную часть в Саратове, потом — в Оренбурге. Весть о войне застала его там. Уже в июле их подразделение перебросили на 2-й Юго-Западный фронт — защищать Харьков. В первом же бою из 42 человек взвода в живых осталось лишь 14. Тогда же погиб близкий друг Папанова — студент ВГИКа Алик Рафаевич. Подразделение соединили с другим и снова отправили в бой.

В первую военную зиму Папанов получил тяжелое ранение. Блиндаж, в который они с однополчанами зашли погреться, разбомбили самолеты неприятеля. Все, кто были рядом, погибли. У Папанова была контузия и три ранения, самое сложное из них — в ногу. Первые операции провели во фронтовом госпитале, затем его поездом отправили в больницу в Буйнакске. Ногу удалось сохранить, но, несмотря на все протесты, будущего актера признали инвалидом и негодным к службе.

В 1942 году Анатолий Папанов вернулся в Москву. Инвалидность не позволила устроиться на работу на завод — он с трудом ходил, опираясь на палку. Ему доверили только пост охранника в Народном комиссариате целлюлозно-бумажной промышленности. «Камень лежал на сердце от сознания своей неполноценности», — вспоминал актер.

Фильмы

Анатолий Дмитриевич был актером высочайшего уровня, но с киноиндустрией у него отношения наладились далеко не сразу. По словам коллег, Папанова просто гипнотизировала камера, и он долго не мог полноценно раскрыться на съемочной площадке, поэтому первое время появлялся в основном во второстепенных ролях.

Первый раз молодой Анатолий Папанов появился на экране еще до войны, в киноленте «Ленин в Октябре». Через 2 года фильмография начинающего артиста пополнилась эпизодом в комедии «Подкидыш». Комедийный талант артиста стал раскрываться в кино спустя десятилетия в лентах «Человек идет за солнцем», «Приходите завтра…», «Яблоко раздора».

Анатолий Папанов и Екатерина Савинова в картине «Приходите завтра»

В 1963 году Анатолию Дмитриевичу поступило предложение от режиссера Александра Столпера, который готовил к выпуску военную драму «Живые и мертвые». Папанову предстояло сыграть генерала, но сам артист не верил в свой драматический талант и несколько раз отказывал постановщику.

После премьеры фильма актер проснулся знаменитым. Киноленту посмотрел 41 млн зрителей. Фото Папанова-генерала попало на обложку выпуска журнала «Советский экран» и на почтовую марку СССР 1966 года. Эта роль была отмечена на 1-м ВКФ премией за лучшую мужскую роль.

Анатолий Папанов в фильме «Живые и мертвые»

Кинорежиссеры также обратили внимание на главное открытие года, и уже спустя время Анатолий Папанов блистал в разноплановых образах в фильмах «Родная кровь», «Стежки-дорожки», «Дайте жалобную книгу», «Дети Дон-Кихота». Главные роли артист исполнил в драме «Наш дом», в военном фильме «Возмездие».

Анатолий Папанов появился и в популярной комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где сыграл в актерском ансамбле с Иннокентием Смоктуновским, Олегом Ефремовым, Ольгой Аросевой, Андреем Мироновым. Среди громких работ актера числятся роли в кинолентах «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «12 стульев».

Анатолий Папанов и Андрей Миронов

У артиста есть 2 роли в кино, которые особенно запомнились и полюбились советским зрителям. Первый образ — контрабандист Лёлик из комедии «Бриллиантовая рука». Художественному совету СССР картина не понравилась, но народ социалистических республик в нее просто влюбился. Многие фразы обаятельного злодея стали крылатыми, а Папанова до конца жизни узнавали на улицах благодаря роли в «Бриллиантовой руке».

Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука»

Второй образ помог Анатолию Дмитриевичу раскрыть на экране свой драматический талант. В фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» актер сыграл политического ссыльного Копалыча, тогда мастерство артиста было высоко оценено критиками и коллегами. К сожалению, сам артист скончался до того, как успел пожать плоды заслуженной славы.

Анатолий Папанов в фильме «Холодное лето 53-го»

Запомнился Анатолий Папанов и своими работами на студии озвучивания. Голосом народного артиста говорят герои советских мультфильмов «Рикки-Тикки-Тави», «Паровозик из Ромашкова», «Золотой мальчик».

Самым популярным героем в исполнении Папанова стал Волк из анимационного альманаха «Ну, погоди!». Творческий тандем Анатолия Дмитриевича с партнершей по цеху озвучивания Кларой Румяновой стал одним из самых знаменитых дуэтов советской анимации.

Анатолий Папанов и Клара Румянова

После выхода мультфильма на экраны Анатолий Папанов получал мешки писем от маленьких зрителей. В интервью актер пояснял, что вовсе не считает своего героя страшным и коварным, а со временем Волк и вовсе приобретает черты благородства.

Образование

Папанов первые годы после ранения вынужден был ходить с тросточкой. На завод инвалида не брали, и пришлось устроиться охранником в Нарком целлюлозно-бумажной промышленности. Как-то наш герой зашел в любимый клуб «Каучук» и увидел, что в любительском театре осталось лишь несколько женщин.

Папанов предложил восстановить работу театра. Актер уговорил нескольких знакомых войти в труппу. Выступления обрадовали рабочих каучукового завода. Папанов подумал, что неплохо бы получить профильное высшее образование.

На вступительных экзаменах ВГИКа молодой человек прошел без труда – нужно было «разбавить» студенток юношами. В спектаклях Папанову доставались лишь второстепенные роли.

Цитата: «И не только хромота, которая позже прошла, была причиной. Преподавателям не нравились мои «вульгарные» шипящие звуки. А причину этого – неправильный прикус – не исправишь. Но не эти ли вульгарные звуки дали возможность сыграть всяческих малосимпатичных типчиков? Да и Волк из «Ну, погоди!» заговорил моим голосом также поэтому».

На 4-м курсе о талантливом студенте с характерным выговором знали все постановщики в московских театрах. В 1946 г. выпускника приглашали в Малый театр и во МХАТ. Папанов предпочел не расставаться с молодой женой, которую по распределению направили в литовскую Клайпеду, создавать Русский драматический театр. Дебютом на этой сцене для Анатолия стала роль Сережи Тюленина в «Молодой гвардии».

Папанов в молодости

Личная жизнь

Личная жизнь актера сложилась счастливо. Более 40 лет актер прожил в браке с Надеждой Каратаевой, коллегой по сцене.

Анатолий Папанов с женой

С Надеждой Юрьевной артист познакомился в ГИТИСе, молодых людей сблизило фронтовое прошлое, так как девушка тоже успела повидать ужасы войны, когда работала медсестрой.

Их брак был практически образцовым. Папановы умели решать конфликты без шумных скандалов, сцен и любили друг друга до самой смерти Анатолия Дмитриевича.

Анатолий Папанов с дочерью

В 1954 году у супружеской четы родилась дочь Елена, которая потом пошла по стопам родителей и стала актрисой, с 1976-го служит в театре имени М. Ермоловой. Дочь подарила родителям двух внучек – Марию и Надежду, которые сейчас воспитывают трех правнуков Анатолия Папанова.

[править] Озвучивание мультфильмов

  • 1960 — Машенька и медведь — медведь
  • 1960 — Про козла — волк-вожак
  • 1961 — Ключ — голова Змея Горыныча
  • 1961 — Мультипликационный Крокодил, 5-я серия
  • 1961 — Муравьишка-хвастунишка — старый муравей
  • 1961 — Фунтик и огурцы — огородный сторож
  • 1962 — Зелёный змий — Зелёный змий
  • 1962 — Только не сейчас — Иван
  • 1963 — Бабушкин козлик — волк
  • 1963 — Хочу быть отважным — тигр-сосед
  • 1963 — Как котёнку построили дом — бульдозер
    (в титрах не указан)
  • 1964 — Жизнь и страдания Ивана Семёнова — врач
  • 1964 — Кот-рыболов — медведь
  • 1964 — Кто виноват? — электрическая пробка
  • 1964 — Кто поедет на выставку? — игрушечное пугало
  • 1964 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 27 «Вдвое больше») — волк
  • 1964 — Лягушонок ищет папу — крокодил
  • 1965 — Ваше здоровье — парень / Здоровье
  • 1965 — Пастушка и трубочист — козлоног
  • 1965 — Приключения запятой и точки — Клякса-атаман
  • 1965 — Рикки-Тикки-Тави — Наг
  • 1965 — Портрет — Осёл
  • 1965 — Чьи в лесу шишки? — Волк
  • 1966 — Происхождение вида — Первый человек
  • 1966 — Про злую мачеху — ведущий Петрушка
  • 1966 — Хвосты — Волк
  • 1966 — Зайдите, пожалуйста!
  • 1967 — Кузнец-колдун — Гасту Одноглазый
  • 1967 — Машинка времени — Хулиган
  • 1967 — Ну и рыжик!
  • 1967 — Межа — Змей Горыныч
  • 1967 — Легенда о злом великане — Великан
  • 1967 — Паровозик из Ромашкова — Репродуктор
  • 1967 — Раз, два — дружно! — хромоногий волк
  • 1967 — Слонёнок — Крокодил
  • 1967 — Честное крокодильское — Вулкан
  • 1967 — Франтишек — Мороз
  • 1968 — Козлёнок, который считал до десяти — капитан Гусь
  • 1967 — Маугли — тигр Шер-Хан
  • 1968 — Комедиант
  • 1968 — Кот в сапогах — людоед
  • 1968 — Осторожно, щука! — рак
  • 1968 — Русалочка — экскурсовод
  • 1968 — Самый большой друг — крокодил
  • 1968 — Чуня — пёс
  • 1969 — В стране невыученных уроков — землекопы / белый медведь
  • 1969 — Капризная принцесса — король / толстый жених
  • 1969 — Золотой мальчик — разбойник / медведь
  • 1969 — Лиса, медведь и мотоцикл с коляской — медведь
  • 1969 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 177 «Счастливый конец») — мотоциклист
  • 1969 — Мы ищем кляксу — дворник дядя Федя
  • 1969—1994 — Ну, погоди! (выпуски 1-18) — Волк
  • 1969 — Солнечное зёрнышко — осьминог
  • 1969 — Украденный месяц — диктор
  • 1970 — Ананси (Сказка джунглей) — царь-тигр Усатый-Полосатый Тринадцатый
  • 1970 — Бобры идут по следу — рак / олень
  • 1970 — Лесная хроника — волк
  • 1970 — Мой друг Мартын — парень с букетом
  • 1970 — Обезьяна с острова Саругасима — дракон
  • 1970 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 97 «По собственному желанию») — начальник
  • 1970 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 100 «Безответственный ответственный») — начальник
  • 1970 — Сказка сказывается — королевич
  • 1970 — Отважный Робин Гуд — шериф Ноттингемский
  • 1971 — Алло, Вас слышу! — все персонажи
  • 1971 — Как ослик счастье искал — гусь
  • 1971 — Чужие следы — волк
  • 1971 — Лабиринт. Подвиги Тесея — Прокруст
  • 1972 — Заветная мечта — дедушка Осёл
  • 1972 — Коля, Оля и Архимед — римский центурион
  • 1972 — Куда летишь, Витар? — птицелов Бенкан
  • 1972 — Фока — на все руки дока — царь Балдей
  • 1973 — Весёлая карусель. Небылицы в лицах — Никодим
  • 1973 — Часы с кукушкой — лев
  • 1973 — Про Петрушку — отец Петрушки
    (в титрах не указан)
  • 1973 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 140 «Шапка-невидимка») — начальник
  • 1974 — Мешок яблок — волк
  • 1974 — Молодильные яблоки — Серый волк
  • 1975 — Уступите мне дорогу — крыса Кры
  • 1977 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 182 «Руками не трогать») — Волк
  • 1977 — Как грибы с горохом воевали — царь Боровик / купец Дубовик
  • 1978 — Дед Мороз и серый волк — волк
  • 1978 — Чудеса среди бела дня — водитель автобуса
  • 1978 — Подарок для самого слабого — лев
  • 1979 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 182 «Запрещённый приём») — Волк
  • 1979 — Летучий корабль — Водяной
  • 1980 — Мореплавание Солнышкина — штурман
  • 1981 — Так сойдёт! — Бобёр
  • 1981 — До свидания, овраг — пёс Джонатан
    (в титрах не указан)
  • 1982 — Травяная западёнка — приказчик Яков
  • 1983 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 183 «Удивительные башмачки») — Волк
  • 1983 — Волчище — серый хвостище — волчище
  • 1984 — Медведь — липовая нога — волк
  • 1984 — Фитиль (киножурнал) (эпизод «Звонарь») — Семён Кузьмич, начальник
  • 1985 — Козёл да баран — третий волк
  • 1986 — Трое на острове — одноглазый пират
    (в титрах не указан)

Смерть

Жизнь артиста внезапно оборвалась 5 августа 1987 года. Мужчина приехал в Москву после съемок картины «Холодное лето пятьдесят третьего…» в Карелии. Он собирался навестить жену в Риге, где у нее в то время были гастроли с театром. После дороги Анатолию Дмитриевичу необходима была ванная, но в доме в этот момент отсутствовала горячая вода. Холодный душ негативно повлиял на сердечно-сосудистую систему Папанова, спровоцировав сердечный приступ, который и стал причиной смерти артиста.

В доме не было никого, кто смог бы вызвать скорую и предотвратить гибель Анатолия Дмитриевича. Тело актера было обнаружено спустя несколько дней.

Могила Анатолия Папанова

Могила Анатолия Папанова находится на Новодевичьем кладбище Москвы. Спустя несколько дней после похорон артиста скончался его друг и коллега Андрей Миронов, который заменил Папанова в гастрольных спектаклях Театра сатиры.

Тюрьма

Кто-то из рабочих подшипникового завода украл детали. По ложному обвинению взяли литейщика Анатолия Папанова. Парень просидел в следственном изоляторе «Бутырка» всего 9 дней, но вспоминал этот период до конца жизни.

«У меня крепко осело в сознании ощущение полного бессилия, несвободы, обреченности. Я ужасался, представляя себе, что чувствуют люди, осужденные на годы тюрьмы». Этот опыт актер сумел обратить на пользу, мастерски сыграв «Копалыча» в «Холодном лете 1953-го».

Фильмография

  • 1962 — «Приходите завтра…»
  • 1964 — «Живые и мертвые»
  • 1965 — «Наш дом»
  • 1965 — «Иду на грозу»
  • 1965 — «Дайте жалобную книгу»
  • 1966 — «Берегись автомобиля»
  • 1968 — «Служили два товарища»
  • 1969 — «Адъютант его превосходительства»
  • 1970 — «Белорусский вокзал»
  • 1971 — «Джентльмены удачи»
  • 1974 — «День приема по личным вопросам»
  • 1976 — «12 стульев»
  • 1977 — «По семейным обстоятельствам»
  • 1987 — «Холодное лето пятьдесят третьего…»

[править] Телеспектакли

  • 1959 — «Обнажённая со скрипкой» — Фабрис
  • 1962 — «Наследники Рабурдэна» — Шaпюзo
  • 1966 — «Лабиринт» — бродяга
  • 1969 — «Швейк во Второй мировой войне» — Адольф Гитлер
  • 1971 — «Офицер флота» — Белобров
  • 1974 — «Маленькие комедии большого дома» — Николай Степанович
  • 1975 — «Дом, где разбиваются сердца» — Манган
  • 1976 — «Ну, публика!» — Макар Тарасыч Пешкин
  • 1978 — «Таблетку под язык» — дед Цибулька
  • 1980 — «У времени в плену» — Сысоев
  • 1982 — «Ревизор» — городничий А. А. Сквозник-Дмухановский
  • 1987 — «Гнездо глухаря» — Степан Алексеевич Судаков
Ссылка на основную публикацию
Похожее