Детство и юность
Михаил Анатольевич Кержаков родился 27 января 1987 года в Кингисеппе, Ленинградская область. Отец — бывший футболист, играл во второй лиге.
В интервью Михаил признавался, что они с братом разные люди. Александр более жесткий. Из него с 3 лет делали футболиста, тогда как младшего предоставили самому себе. В детстве ребята часто дрались.
View this post on Instagram
A post shared by KerzakovMikhail41 (@mikhail.kerzhakov.41)
Михаил Кержаков в детстве
Кингисепп тогда делился на кварталы: в одном жили панки, в другом — «металлисты», а Михаил вырос в квартале рэпа. Так что он увлекался хип-хопом, ходил в бандане и джинсах-«трубах». По мнению Кержакова, тогда рэп был лучше, а сейчас в текстах даже зацепиться не за что.
Громкая фамилия приносила парню проблемы. Когда сверстники узнавали, что Михаил — брат нападающего «Зенита», они начинали негативно к нему относиться. И лишь пообщавшись с голкипером пару дней, понимали, что у Кержакова нет «звездной болезни».
Футбольное образование парень получил в школе «Зенита», куда Михаила отобрали в 2000 году после первенства города, где он играл за гатчинскую «Викторию». В интернате сразу подрался с «ихтиандром» (так называли пловцов), за что получил «нагоняй» от Александра.
В свободное время занимался кикбоксингом, боксом, карате. В молодости окончил РГПУ имени А. И. Герцена по специальности «педагог детей дошкольного возраста».
Михаил и Александр Кержаковы. Династия
За «Зенит» уже играли родные братья. Любители футбола со стажем вспомнят Юрия и Олега Морозовых, Сергея и Олега Кузнецовы. Архивариусы с гордостью назовут Александра и Аркадия Кузьминых, Евгения и Валентина Шелагиных, Алексея и Аркадия Ларионовых, Рауфа и Бориса Юмакуловых, близнецов Дмитрия и Максима Игнатенко. Александр и Михаил Кержаковы продолжают историю зенитовских династий. Спустя двенадцать лет судьба вновь объединила их в родной команде.
Весной 2005-го я брал интервью одновременно у обоих братьев, причем для Михаила это был первый выход в информационное пространство. Съемочная группа программы «Зенит XXI» во главе с Леонидом Генусовым по приглашению Кержаковых приехала в небольшой уютный ресторан на Черной речке. За плечами старшего брата уже были мундиаль-2002 и Евро-2004 в составе сборной России, в активе бронза и серебро с «Зенитом», Кубок премьер-лиги, участие в Кубке УЕФА, статус одного из лучших форвардов страны. Младший, воспитанник тренера вратарей СДЮШОР «Зенит» Алексея Поликанова, только начинал профессиональную карьеру. Выступал за дубль. Играл за юношескую сборную России. Напарником 18-летнего голкипера тогда был Руслан Мухаметзянов, которому Владимир Павлович Савин прочил выдающуюся карьеру. Не сложилось. В том числе и потому, что уступил в конкурентной борьбе младшему Кержакову.
Целый час Кержаков-старший рассказывал, как заставлял брата вставать в импровизированные ворота в их скромной квартире в Кингисеппе и отрабатывал на нем свои фирменные удары. Как вместе гоняли мяч во дворе, когда Михаил стал проявлять интерес к вратарскому ремеслу. Михаил признавался, что очень скучал по уехавшему в интернат брату. Переехав в Санкт-Петербург, поступил в ту же футбольную школу на улице Бутлерова. С той лишь разницей, что стал учиться не забивать, а отражать мячи.
Тогда, в 2005-м, я впервые задал вопрос, который теперь бесконечно задают братьям начинающие журналисты:
— Почему один стал форвардом, другой вратарем?
Ответ дали практически в унисон:
– Отец, Анатолий Рафаилович, в прошлом полевой игрок, тренировал Сашу и не хотел, чтобы он стал голкипером. Михаила тянуло в ворота с детства.
— Вы выше и мощнее Александра. Висели на перекладине, ели морковку? – узнаю у Михаила.
— Сам не знаю, почему так произошло. Может, действительно очень хотел вырасти. Да, висел на турнике, да, ел морковку у бабушки в деревне. Тянулся, прыгал. Заранее определился, кем хочу стать.
— Вы талантливее брата? — много лет спустя спрашиваю Кержакова-младшего?
— Нет, никто никогда не считал меня талантливым футболистом. Еще в детстве я понял, что успеха можно добиться только своим собственным трудом.
Трудолюбие, упорство, целеустремленность — семейные черты Кержаковых. Последний раз старший брат доказал это выступлением за «Цюрих» и реализацией своей главной цели — продолжения карьеры в «Зените». Михаилу пришлось завоевывать право играть в родной команде восемь лет. Ульяновск, Астрахань, Владикавказ, Нижний Новгород, Махачкала — такова его футбольная география. Все эти годы мы поддерживали связь с интеллигентным, добрым, отзывчивым молодым человеком. Часто говорили о «Зените» и о более успешном в ту пору брате. Главный посыл не менялся: «Петербург — мой родной город, «Зенит» — моя родная команда. Брат поддерживает меня. Во всем и всегда».
При этом на футбольном поле Михаилу от Александра доставалось по полной программе. 1 ноября 2010 года в матче «Зенит» — «Алания» Кержаков-старший оформил дубль. Прекрасно помню короткий, шуточный диалог в смешанной зоне «Петровского»:
— Брата не пожалели?
— А чего его жалеть? Маленький что ли?
Пожалуй, самый обидный мяч от брата Михаил пропустил 11 ноября 2012 года в Нижнем Новгороде. Матч «Волга» — «Зенит». Проливной дождь. 90-я минута встречи. Только что Илья Максимов фантастическим по красоте и точности ударом сравнял счет, однако в ответной атаке Александр Кержаков ударом боковыми «ножницами» приносит «Зениту» важнейшую победу — 2:1. Несколько месяцев спустя, когда Михаил переходил в «Анжи», вспомнили тот эпизод.
— Саше удался отличный удар, — рассказал Кержаков, — я же не смог как следует оттолкнуться от скользкого газона. После игры перекинулись с братом несколькими словами. Поздравил его с победой. Эпизод не обсуждали.
Они всегда поддерживали связь. В ноябре, если удавалось, встречались на дне рождения Александра. В отпуске ходили на хоккей. Ездили к родителям. Навещали бабушку в Тверской области. При этом футбольных тем касались редко. Хотя оба на подсознательном уровне хотели вместе поиграть за «Зенит». Вспоминаю первое интервью Михаила Кержакова после возвращения в Санкт-Петербург.
— Шанс сыграть в одной команде с братом — это тоже мотивация?
— Признаюсь, думал об этом не в первую очередь. Хотя если получится, будет здорово! А вот для родителей мое возвращение стало приятным сюрпризом — они даже не знали, что ведутся переговоры. Конечно, очень обрадовались, особенно мама. И ее можно понять — она давно хотела, чтобы я вернулся домой. Это я привык к кочевой жизни, а маме лучше, чтобы оба сына находились рядом.
— В прессе мелькали сообщения, что папа больше болеет за Сашу, а мама за Мишу. Верная информация?
— Нет, неверная! Родители переживают за нас одинаково.
— Как отреагировал на ваше возвращение Александр?
— О том, что я перехожу в «Зенит», Саша знал еще до того, как я подписал контракт. Конечно, он интересовался у меня какими-то нюансами и, разумеется, поздравил меня.
Есть у братьев и еще одна общая мечта.
— Хочу сыграть на новом стадионе «Зенита». При переполненных трибунах, — выразил общее мнение Михаил. Будем надеяться, ожидания не растянутся на очередные 12 лет.
Год назад судьба едва не развела их в очередной раз — Андре Виллаш-Боаш на почве личностного конфликта вывел форварда из состава «Зенита». Однако теперь справедливость восторжествовала: Кержаков-старший подписал однолетний контракт с петербургским клубом. Теперь братья получат долгожданный шанс вместе сыграть в официальных матчах за родную команду.
Футбол
В начале спортивной карьеры Михаилу не удалось попасть в основу «Зенита», место вратаря занял Вячеслав Малафеев. Он провел несколько лет в клубах «Волгарь-Газпром», «Алания» и «Волга».
В июне 2013 года футболист перешел в «Анжи», где предстояло конкурировать за место в воротах с Владимиром Габуловым. Кержакова брали взамен Евгения Помазана, который ушел в аренду.
View this post on Instagram
A post shared by KerzakovMikhail41 (@mikhail.kerzhakov.41)
Михаил Кержаков и Александр Кержаков
В 2015 голкипер вернулся в «Зенит» и подписал четырехлетний контракт, но имел мало игровой практики. Тренеры отдавали предпочтение Юрию Лодыгину, потому что он более «фартовый». Команда побеждала даже тогда, когда тот пропускал голы.
В феврале 2021 года Кержаков перешел в «Оренбург», где сразу подружился с Анзором Санаем и Максимом Григорьевым. На сборах в Турции вратарь читал книгу Алексея Шерстобитова «Исповедь легендарного киллера», биографию Леши-Солдата, заказного убийцы, который сел в тюрьму в 2008 году.
Осенью 2021 года Кержаков сменил в основе «Зенита» травмированного Андрея Лунева. После кубкового матча с «Енисеем» провел еще 12 игр и закрепился в главной команде.
Убитая горем жена Кержакова объявила о потере ребенка
По словам убитой горем девушки, Александр приехал на дачу, где малыш находился с няней. Подкупив женщину, он забрал мальчика и с тех пор не дает Милане видеться с ним.
ПО ТЕМЕ
Невыносимый Кержаков женится на молоденькой красавице
Оплеванный Кержаков объявился без обручального кольца
Сюжеты Скандал с Кержаковым
Александр Анатольевич Кержаков футболист, нападающий
«Я приезжала к нему домой, просила просто дать мне увидеть своего сына. Но он сказал, пока я не сделаю справку о «социальной вменяемости», ребенка я не увижу», – рассказала Милана Кержакова на своей официальной страничке в социальной сети Instagram.
При этом она призналась, что не знает, что от нее требуется, поскольку считает себя абсолютно здоровым и адекватным человеком. Кержакова сказала, что еще не подала на развод, да и вообще не хотела обнародовать печальные подробности своей семейной жизни, но «ситуация вышла из-под контроля».
Ранее Милана разразилась интригующим постом в своем аккаунте. «Стереотип «если сильная, значит, терпит и молчит», к сожалению, превращается в образ жизни. Не плачь. Не жалуйся. Не показывай слабость. Неси в себе боль, крепко стиснув зубы и тихо глотая слезы. Но я не хочу больше терпеть. И не буду молчать. Я буду говорить, делиться переживаниями и учиться жить дальше», – написала Кержакова.
Публикация от Kerzhakova Milana (@milana_kerzhakova) 13 Май 2018 в 2:52 PDT
Подписчики пришли в ужас от открывшихся данных. «Нет слов…», «Милана, мне кажется, Вам нужно перестать жалеть репутацию мужа и рассказать все как есть. На войне все средства хороши. Удачи Вам! (Здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены. – Прим. ред.)», «Малана!!! Сил Вам и терпения!!! Посмотрела эфир, я просто в шоке!!! Может господин Кержак сам проверит себя на вменяемость??? Пусть свою корону с головы снимет, а то реально она и так его маленький мозг сдавила. Бейте во все колокола, подключайте все Ваши папины связи!!!!!! Все будет хорошо!!!», «Пишите везде, жалуйтесь, до президента, чтоб дошел ваш случай, Кержаков, он с ума чтоли сошел, почему отбирает детей и все ему с рук сходит, неужели не могут вам помочь», – высказались возмущенные фанаты.
Фото: instagram.com/milana_kerzhakova
Фото: instagram.com/milana_kerzhakova
Напомним, Александр Кержаков женился на Милане Тюльпановой в 2015 году. У пары родился сын Артемий в апреле 2021 года. Ранее футболист состоял в незарегистрированных отношениях с Екатериной Сафроновой. В 2013-м у пары родился сын Игорь. В 2014 году Кержаков подал в суд на Сафронову, потребовав лишить ее права воспитывать их общего ребенка и обвиняя в пристрастии к наркотикам. В октябре 2014-го суд лишил ее родительских прав.
ЧИТАЙТЕ «ДНИ.РУ» В «ДЗЕНЕ» – ТОЛЬКО ВАЖНЫЕ НОВОСТИ
Личная жизнь
Когда Михаил играл в «Анжи», в одной из газет вышла статья о его личной жизни, в которой оказалось много ложных фактов. Футболист якобы был женат на некоей Виктории, имеет двух детей, названных в честь брата и Дмитрия Тарасова. При разводе отнял одного ребенка, после чего закрутил роман с девушкой по имени Ольга, и все это вперемешку с комментариями психолога и странными фото. Сам Кержаков публикации значения не придал, но его мать очень расстроилась.
View this post on Instagram
A post shared by KerzakovMikhail41 (@mikhail.kerzhakov.41)
Михаил Кержаков с сыном
В реальности у мужчины сын Иван, которого в мае 2021 года Кержакову подарила жена Ирина. Семья живет счастливо.
Рост футболиста 191 см, вес — 82 кг.
В свободное время любит слушать электрохаус: Dimitri Vegas & Like Mike, Diplo и Daft Punk.
Михаил Кержаков сейчас
В августе 2021 года Кержаков не получил вызов в сборную России. Тренер Станислав Черчесов объяснил, что это вызвано нежеланием вносить изменения в стабильный состав, а вовсе не плохой формой игрока.
В октябре 2021 года вратарь вместе с «Зенитом» вышел в групповой этап Лиги чемпионов, где предстояло сражаться с «Брюгге», «Лацио» и «Боруссией». Кержаков считал, что команда должна выходить из группы, хотя соперники сильные.
View this post on Instagram
A post shared by KerzakovMikhail41 (@mikhail.kerzhakov.41)
Вратарь «Зенита» Михаил Кержаков
В ноябре, после трех туров, клуб из Санкт-Петербурга почти потерял шансы на плей-офф, но Кержаков сохранял оптимизм. Он готовился к матчу с «Лацио», который предстояло играть при пустых трибунах. Команда изучила манеру игры противника, в частности нападающего Иммобиле. Форварды «Зенита» Себастьян Дриусси и Сердар Азмун восстановились после травм и тренировались со всеми в основном составе.
Добро
14 июня 2002 года, поселок Тарасово. Лагерь футбольной школы «Зенит». Михаил Кержаков снова у телевизора, который один на весь лагерь, поэтому вместе с Михаилом игру чемпионата мира Бельгия — Россия смотрят еще 70 или 80 игроков всех возрастных групп. На 83-й минуте вместо Валерия Карпина на поле появляется Александр Кержаков. Через пять минут он отдает голевую передачу Дмитрию Сычеву, но сборная России проигрывает 2:3 и выбывает из турнира.
— Я был очень рад, что брат поехал на чемпионат мира в таком юном возрасте, был рад за отца, — рассказывает Михаил. — Он очень этого хотел.
Сбылось: старший сын — игрок команды мастеров и первой сборной на главном для нее турнире. Но нет свидетельств, что к этому моменту отец переключился на карьеру младшего. Михаилу исполнилось 15, он больше не был дворовым футболистом. Кем он стал, точнее — кем становился? Разобрать еще трудно. Но куда бы он ни двигался, он точно двигался самостоятельно.
Вратарь — специальность в футболе обособленная даже в сравнении с ремеслом нападающего, который обречен на профессиональный эгоизм, ведь у него такая работа: бил, бьет и будет бить, с него за это и спрос. При этом Михаил Кержаков — человек команды. Атмосфера в коллективе для него важнее всего, и ему на эту людскую погоду всегда везло. Куда бы он ни приехал после того, как понял, что с Малафеевым в конкурентах ему в «Зените» нечего ловить: все, что положено, ловил Вяче-слав. Кержаков поехал вниз по Волге — от Ульяновска до Астрахани.
— Во всех командах, куда я приходил, микроклимат был хороший, — рассказывает Михаил. — Никогда у меня не было напряженных ситуаций с кем-то из-за моих ошибок или из-за того, что он ошибся, а я на него накричал. Ребята видели, что я переживаю, стараюсь, работаю. Да, я допускал ошибки, но такого, что на меня кто-то срывался или чтобы я дрался с кем-то, не было. Максимум — когда подходят ребята: «Керж, как считаешь, мог выручить?» — «Да, мог». Астрахань — неплохо, хороший коллектив. Жарко, правда. Для меня главное, что был коллектив. Меня постоянно спрашивали: «Ну что, объедался там арбузами?» Да нет…