Быть дочерью знаменитого человека – очень приятно, но в то же время ответственно. Ведь нельзя ударить лицом в грязь, нужно всегда держать марку и быть достойной своего родителя. Единственная дочь Леонида Гайдая Оксана знает об этом не понаслышке. Она не пошла по его стопам, однако сам режиссер видел в ней талант и очень хотел, чтобы она получила актерское образование. Но Оксана Гайдай выбрала другую профессию, далекую от той, которой обладала ее мать – известная актриса кино Нина Гребешкова. Если помните, именно она сыграла роль супруги Горбункова (Никулина) в знаменитой кинокомедии “Бриллиантовая рука”.
Оксана Гайдай: биография. Детство, родители
Она была единственной дочерью всеми любимого режиссера и популярной актрисы. Родители были неразлучны с момента их знакомства и, как говорится, только смерть Леонида разлучила их. Они оба были студентами ВГИКа, но не были однокурсниками. Познакомились тогда, кода будущий режиссер работал над своей дипломной работой, и ему в этом помогала юная Нина – студентка начальных курсов. Съемки заканчивались очень поздно, и Леонид провожал актрису до ее дома. Так они сблизились, а через какое-то время он сделал ей предложение, на что Нина с удовольствием согласилась. Свадьбы с гулянием у пары не было. Они сходили в ЗАГС и скромно зарегистрировали свой брак. В 1956 году у супругов родилась Оксана Гайдай — дочь Леонида Гайдая (фото ее размещены в статье). Других детей, несмотря на большое желание супругов иметь многодетную семью, не было. Они были слишком заняты, постоянно на съемочной площадке, в разъездах. Одним словом, вся их любовь и внимание достались одной лишь Ксюше.
Смерть Леонида Гайдая
Личная жизнь актрисы не была безоблачной, супруги отличались разными характерами и темпераментами. Нина любила поговорить, а Леонид чаще молчал.
Тем не менее, они прожили душа в душу 40 лет, и жили бы ещё дольше, но 19 ноября 1993 года легендарного кинорежиссёра не стало.
Нина Павловна была рядом с мужем до его последнего вздоха. Гайдай ушёл из жизни в 70-летнем возрасте от тромбоэмболии лёгочной артерии. Вместе с супругом умерла частичка души Гребешковой. В каждом своём интервью она непременно говорит о режиссёре, вспоминает годы совместной жизни.
Леонида Гайдая не стало в 1993 году
Хоть Леонида Иовича нет уже 27 лет, Нина Павловна до сих пор не может смириться с утратой. Гребешкова уверена, что супруг заботится о ней даже на небесах.
Воспитание
Оксана Гайдай росла не по возрасту развитой, очень умной и любознательной девочкой. Родители всячески развивали ее способности. Позже она часто вспоминала, насколько были интересными ее детские годы, какая теплая атмосфера царила в их семье. Леонид Ивович очень любил читать дочери вслух различные смешные рассказы. При этом его интонации были неподражаемы. Девочка хохотала до колик в животе. Ей особенно запомнились чтения рассказов Джерома или Даррела о диком мире. Несмотря на большую занятость родителей, Оксана, в отличие от детей других киношников, сегодня вспоминает, что у них была очень нормальная семья. Так, в ее памяти сохранились эпизоды их походов в зоопарк, цирк и т. д. Отец никогда с ней не сюсюкал, а обращался как со взрослой. Она рано научилась писать, читать, прекрасно декламировала стихи, а еще умела очень по-взрослому рассуждать. Оксана, сегодня, конечно же, понимает, что большинство бытовых проблем в семье лежали на плечах мамы. Но та нисколько не показывала, что ей это в тягость, и занималась всем с удовольствием. И все же Оксана Гайдай сегодня понимает, что ее маме — представительнице творческой профессии — не могло все это быть не в тягость. И вообще, пожалуй, самой характерной чертой Нины Павловны была заботливость. Она в первую очередь думала обо всех близких и родных: о своей матери, братьях, о муже и дочери, потом уже о зяте и внучке, когда та появилась на свет. Одним словом, она была человеком-донором, отдающей по натуре.
«Даже ботинок не было — в галошах ходила»
Без работы она не сидела — сниматься начала раньше, чем вышла замуж. Еще на первом курсе ВГИКа. Партнерами были Грибов, Яншин, Арутюн Акопян. Актриса часто ездила по стране, за границу. Дублировала. Кроме того, на ее плечах был дом, воспитание дочки. Да и за Леонидом Иовичем нужно было «присматривать» буквально как за малым дитем. Она не роптала.
«Я умру без тебя». За что Гайдай полюбил Нину Гребешкову Подробнее
— В поведении мамы не было никакой жертвенности, — рассказывала мне дочь Гайдая и Гребешковой Оксана. — Папа ни в чем ее не ограничивал. Она сама хотела делать так, чтобы было хорошо ему, мне, ее братьям, бабушке… Такой человек. Отдающий.
Вообще-то она мечтала стать учительницей начальных классов, собиралась поступать в пединститут. Но отец подруги — поэт Владимир Луговской — рассмотрел в ней артистический талант…
— А мы ведь актрисами тогда могли только восхищаться: Дина Дурбин, Милица Корьюс, — делилась со мной в интервью Нина Павловна. — Куда мне, замухрышке, думала я. У меня даже ботинок не было — в галошах ходила.
Нина Гребешкова в фильме «Честь товарища», 1953 г. Кадр из фильма
Сама Гребешкова считала, что стала актрисой благодаря папе, у которого в трудовой книжке было написано: маляр. На самом деле он работал в артели альфрейщиком — в Елисеевском магазине расписывал колонны, в Академии им. Фрунзе раскрашивал ордена. А дома играл на гармони, читал Нине сказки и… Некрасова:
Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез…
Слушая папу, плакала и девочка. А потом и сама стала декламировать серьезные стихи.
«Я же без тебя погибну». Как Нина Гребешкова стала музой Гайдая Подробнее
Семейные ценности
Семья Гайдаев не была слишком открытой: не было ни больших посиделок в их доме, ни частых походов в гости и т. д. Оксана вспоминает, что лишь иногда они ездили к кому-то на дачу на шашлыки. Могли иногда собраться с друзьями и съездить на пикник с раками, но не более. Возможно у них не было на все это времени, так как они все вместе мотались по киноэкспедициям. Если это совпадало с летними каникулами дочки, то ее тоже брали с собой. Кстати, Оксана Гайдай училась в английской спецшколе, причем определила ее туда Нина Павловна. Она мечтала, чтобы девочка получила очень хорошее образование. Оксана около двух часов проводила в общественном транспорте — от дома до школы и обратно. Но зато весьма преуспела в изучении языков, что очень помогло ей в дальнейшей профессии. А еще ей всегда нравились познавательные игры, она увлекалась географией, математикой, историей и росла очень эрудированной девушкой.
Самое яркое из детских воспоминаний
Наверняка каждый скажет, что лучшей, вернее самой популярной и любимой из комедий Гайдая, является «Кавказская пленница». Дочь Гайдая Оксана (фото смотрите здесь же) отправилась в Алушту вместе со своими родителями. Кстати, в картине одну из женщин-врачей, приехавших за Шуриком, играет Нина Гребешкова. Несмотря на то что отец был не против участия дочери в своих картинах, девочка к этому совсем не стремилась. И Леониду Иовичу, который видел в ней потенциал актрисы, порой приходилось ее уговаривать сняться в каком-нибудь эпизоде. Единственный фильм, в котором приняла участие их все семейство, была картина «В пути». Оксана сыграла роль трехлетнего мальчишки. Естественно, ее тогда никто и не спрашивал о согласии. Но в дальнейшем, когда отец предлагал продолжить образования во ВГИКе или «Щуке», девушка твердо заявила ему, что не желает быть актрисой и сидя у телефона ждать звонка какого-то режиссера, предлагающего ей сняться в своем фильме. Ей нужна была серьезная и стабильная работа, и она решила идти по своему собственному пути.
Женщина кинорежиссера
Леонид Гайдай всегда считал, что поступление во ВГИК было для него судьбоносным. И это не только из-за того, что благодаря образованию он сумел стать великим кинорежиссером. Также во время обучения в столице он повстречал Нину Гребешкову, которая стала его женой в будущем. Девушка училась в том же учебном заведение, но на актерском отделении.
Нередко студенты режиссерского отделения звали студентов актерского, чтобы они сыграли в их постановках. Именно так впервые познакомились молодые люди. Красавица Нина сыграла роль женщины-вамп в небольшом эпизоде постановки «Отца Горио». Очень скоро между ними завязались романтические отношения. Тогда Нина часто жаловалась, что уходит с репетиций очень поздно. А Леонид стал ее провожать домой.
Будущая жена Леонида Гайдая тогда проживала на Арбате. Учебное заведение же располагалось поблизости с ВДНХ. Они нередко не дожидались общественный транспорт и шли до дома Нины пешком. По пути они вели душевные беседы. Очень часто Леонид опаздывал на последнюю электричку. Из-за этого ему приходилось ночевать на вокзале. Нина тогда и не подозревала о трудностях, которые приходилось переживать Гайдаю. Узнала об этом совершенно случайно. Однако это позволило ей понять, что Леонид готов ради нее на все. Она полюбила его еще больше. А молодой человек пообещал, что всю жизнь будет носить ее на руках. Так и случилось.
Предложение руки и сердца не было запланированным. Нина в тот момент подумала, что возлюбленный так шутит над ней. А через некоторое время девушка призналась, что до этого ей уже делали предложение. Вот только выйти замуж она согласилась лишь за Леонида Гайдая.
Взрослая жизнь
После окончания английской спецшколы Гайдай Оксана Леонидовна поступила в МГИМО на факультет международной экономики. Как видите, отец не смог ее уговорить стать продолжателем семейной традиции. Зато Нина Павловна была довольна, ведь когда-то именно она сделала свой выбор в пользу языковой спецшколы и в результате этого девушка свободно говорила на двух языках. Мать радовалась, что у дочки будет отличная перспективная профессия и возможность карьеры.
Личная жизнь
Оксана Гайдай приняла решение выйти замуж в студенческие годы. Ее избранник и будущий муж также учился в институте международных отношений. Оба были очень молоды, и родители Ксюшы сначала были против раннего брака дочери. Наверняка Нина Павловна забыла, что когда сама побежала под венец, вернее в ЗАГС, была студенткой-второкурсницей. Когда речь шла о ее дочери, ей все представлялось в другом свете. Она не желала, чтобы та спешила, ведь у нее вся жизнь впереди. Но Оксана была непоколебима, и сделала так, как посчитала нужным. Родителям очень хотелось, чтобы молодые жили с ними, но на это упрямая Ксюша также была не согласна, и тогда папа-режиссер подарил им собственное жилье. Конечно же, Нина Павловна сначала не желала выпускать ее из-под своей опеки, часто навещала молодых, приносила различные вкусности собственного приготовления и т. д. Через какое-то время ее дочь с мужем уехала в Малайзию, и именно там родилась ее дочка, опять же единственная внучка Леонида Гайдая и Нины Гребешковой. В Азии они пожили почти год.
«От осинки не родятся апельсинки»
Несмотря на очевидный талант, из ВГИКа начинающую актрису выгнали — пришлось идти к ректору, восстанавливаться, продолжать учебу на другом курсе. Нина не расстраивалась — «значит, не гожусь». Однако… Имен тех, кто отчислял студентку Гребешкову, история не сохранила, а фамилию Нины Павловны сразу запомнили все кинолюбители. Хоть и добавляли к ней часто: жена Гайдая. Она же просто себя никогда не выпячивала. И даже от участия в фильмах мужа порой отказывалась, боялась испортить. Говорила: «Возьми хорошую актрису».
Нельзя сказать, что совместная жизнь с Гайдаем была безоблачной. И ведь вот что удивительно: в институте из-за нее ребята даже дрались! А она до 23 лет все выбирала, выбирала. И выбрала… Гайдая.
— Да что ты, дочка, он же больной! — всплеснула руками мама. — Какими же у вас дети будут? От осинки не родятся апельсинки…
Нина Гребешкова и Михаил Пуговкин в фильме «12 стульев», 1971 г. Кадр из фильма
Оля – внучка великого режиссера
Дочка Оксаны Гайдай (фото смотрите выше), по мнению знакомых, является точной копией своего дедушки Лени. Девочка была очень связана с бабушкой и дедом. Впервые они ее увидели внучку, когда ей уже был год. До этого девочка росла в далекой Малайзии. Малышка часто заставляла деда играть с ней в разные детские игры, например в “больничку”. Дедушка рядом с внучкой чувствовал себя по-настоящему счастливо. Она почему-то называла его Петерсом. Все удивлялись, хотя «корни» этого имени крылись в далеком прошлом: когда малышка Ольга спрашивала дедушку Леню: “Ты кто?”, — он ей шутя отвечал — “Петя”. Оксана нарадоваться не могла таким отношениям между ее дочерью и отцом. Вот внучка-то и любила сниматься в кино у дедушки. Ее ему не приходилось упрашивать. Она всегда была готова. В картине Гайдая «Частный детектив. Операция «Кооперация», Оленька сыграла эпизодическую роль вместе со знаменитой Натальей Крачковской. Гайдаю очень хотелось, чтобы внучка была также задействована в “Фитиле”. Тем не менее после окончания школы юная Ольга пошла по стопам своих родителей и также поступила в МГИМО.
Упадок сил
Гребешкова однажды пересказала случайно подслушанный разговор Гусмана с Мережко:
— Ну а Гайдай — разве ж это искусство? Это так, аттракцион…
Он снимал для нас, для людей. А коллеги-снобы из московской кинотусовки его терпеть не могли. Считали его комедии низким жанром, фильмами-однодневками.
«Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей», — написал в дневнике Григорий Козинцев после просмотра гайдаевских «12 стульев».
Критики ставили в вину то, что он ничего нового не придумывает, только берет и использует трюки немого кино… Но это не совсем верно.
То, что Гайдай очень любил Чаплина и много копировал у него, — известный факт. Еще будучи ребенком, в своем родном Иркутске он прятался в кинотеатре после сеанса, чтобы по нескольку раз посмотреть фильмы с участием любимого комика.
В 1989 году Роман Мадянов вернулся в кино (после съемок в подростковом возрасте) именно благодаря Леониду Иовичу, сыграв у него с Харатьяном в «Частном детективе, или Операции «Кооперация»), и с тех пор стал частым гостем на экране. Фото: кадр из фильма
Но если в немых фильмах актеры оставались лицами-масками, то гайдаевские актеры становились психологическими типами. Он сделал из немого кино суперстильное и современное высказывание.
Трудно поверить, но Гайдай умер если не забытым, то полузабытым. Его 70-летие почти никак не отпраздновали. А вскоре случившиеся похороны прошли более чем скромно. В маленьком холле Белого зала Дома кино.
— Народу было мало, звезд — тоже по пальцам пересчитать, телевидения не помню, — вспоминает шеф-редактор «Союзмультфильма» Сергей Капков. — На гражданской панихиде не предусмотрели даже стульев, и старики — соседи по дому Гайдая периодически приваливались к стенам после долгого стояния, и их подхватывали те, кто рядом… Да и похоронили Гайдая на Кунцевском кладбище…
Это сейчас про каждого из его эпизодников сняли по миллиону передач. Но тогда, в начале 90-х, от былой славы не осталось и следа.
Последней из его великих комедий была снятая за 20 лет до смерти «Иван Васильевич меняет профессию». А потом — все хуже и хуже.
Провальной оказалась попытка экранизировать «Ревизора». В итоге фильму «Инкогнито из Петербурга» дали четвертую категорию и показывали где-то в заштатных кинотеатрах. Неудачей обернулась еще одна экранизация классики — «За спичками».
Гайдай обожал фигуру и лицо Натальи Кустинской. Фото legion-media.ru
Гайдай потерял кураж, и попытка вернуться в комедию увенчалась третьесортным «Спортлото-82», где главный герой Костя, сжирающий еду попутчицы в поезде, — плохое подражание Шурику.
Харатьян рассказывал, что во время съемок «На Дерибасовской хорошая погода» Гайдай в один из моментов остановил весь процесс и вышел вон без видимых причин.
Он и сам все понял.
Автор биографии Гайдая в легендарной серии «ЖЗЛ», Сергей Новицкий, исходит из постулата, что Гайдай — гений, и все снятое им — априори гениально. Но скорее приходится согласиться с теми, кто сказал:
«Гайдай — автор двух гениальных коротышек, трех блестящих кинокомедий, двух отличных экранизаций и такого же числа неудач.