Россия, Воронежская область, Лиски, улица Чапаева
Телефон:
+7 (473) 914-22- Показать номер
Пн-пт: 08:30—17:00; сб: 09:00—13:00
whatsapp telegram vk email

Кожевников Александр Викторович, хоккеист: биография, семья, спортивные достижения

Советский Союз был очень спортивной страной и всегда стремился быть первым во всех видах спорта. Хоккей не стал исключением. Страна с населением почти в 300 миллионов человек каждый год давала миру новых звёзд. И даже распад СССР никак не сказался на мастерстве этих замечательных людей. Хоккеисты, игравшие в 80-х, продолжали поддерживать качество российского хоккея даже в самые тяжёлые для страны годы. Одним из таких замечательных игроков был Александр Викторович Кожевников.

кожевников хоккеист

Ранние годы

Родился Александр Викторович Кожевников 21 сентября 1958 года в городе Пензе в обычной семье. Отец его работал водителем, мама была медсестрой. Хоккеем мальчик начал заниматься поздно — в 11,5 лет, туда его взяли из футбольной команды. Ранее он играл также и в баскетбол.

Тренировался в Пензенской областной СДЮШОР по хоккею с шайбой. Является воспитанником заслуженного тренера России В. И. Ядренцева, которого до сих пор считает одним из своих главных учителей в хоккее. В семнадцатилетнем возрасте был принят в местную команду «Дизелист», игравшую в первой лиге. Команда постоянно претендовала на переход в высшую, но не получалось, потому что в городе не было Дворца спорта. В то время это было обязательное условие для команды высшей лиги.

Родом из Шанхая

— В детстве перед вами стоял выбор: либо связать свою жизнь с футболом, либо с хоккеем. Почему все же, скажем так, перевесили коньки и клюшка? — Коньки как раз и перевесили. Мне их однажды подарили и тем самым заманили в хоккей. Хотя я и так был связан с этим видом спорта. Ведь мой отец занимался развитием хоккея, который в целом в нашем городе котировался больше. Хоккейный «Дизелист» играл в первой лиге, а наши местные футбольные команды — во второй и третьей. Меня же воспитал великий тренер Вядринцев. Ему должны быть благодарны многие игроки. Он практически всем олимпийским чемпионам дал дорогу в жизнь. Я же начал с ним работать в молодежной команде города Пенза, откуда родом.

— Никогда не было желания хоккей бросить? — Нет. Хотя в пятнадцать лет у меня был выбор: либо уехать в Ростов в футбольную школу, либо остаться в хоккейном «Дизелисте». Но, положа руку на сердце, скажу, что мне больше нравится футбол, потому что я много забивал. Правда, и в хоккее я тоже мог этим похвастаться. Между прочим, очень часто мы гоняли мяч вместе с хоккеистами. Когда же мне подарили классные коньки, я их, смешно сказать, полюбил в прямом и переносном смысле. В общем, мои ноги были обуты в эти самые коньки по шесть-восемь часов в день. Причем мне еще и другие виды спорта нравились — и легкая атлетика, и баскетбол. Но хоккей переборол все. Просто я очень сильно полюбил этот вид спорта. Решил больше никогда коньки не снимать.

— А ведь, наверное, могли себя попробовать в том же баскетболе, при вашем-то росте. — В баскетболе я тоже преуспевал и, между прочим, своим ростом выделялся среди остальных ребят. Был худым и резвым (улыбается). Но у нас в Пензе существовала еще и большая женская баскетбольная команда. Она считалась круче, чем мужская. В целом мужской как таковой и не было. Ну как можно проявить себя в определенном виде спорта, когда на серьезном уровне его практически нет.

— А чем в свое время вам настолько приглянулся футбол? — Признаться, даже и не знаю. Просто мы жили на отшибе, у нас район назывался Шанхай. Льда в Пензе было мало. С футбольными полями проще. Мы вообще в то время проживали в самом настоящем военном вагончике, который сейчас можно увидеть только в фильмах. У нас он был разделен на две семьи. В целом получалось как отдельная квартира — метров двенадцать на троих человек — мама, папа и я. В целом можно сказать, я вышел из низов.

В хоккейной столице

После победы юношеской сборной в первенстве Европы в 1977 году хоккеиста Александра Кожевникова пригласили в московский «Спартак». Главного тренера команды тех лет Бориса Павловича Кулагина он считает своим хоккейным отцом, который сделал из него игрока топ-уровня. Если бы не он, то вполне возможно молодой хоккеист перешел бы в клуб из Минска или Киева. Александру, выросшему в небольшом уральском городе, было поначалу очень неуютно в Москве. Он привык совсем к другой жизни.

В спартаковском клубе Кожевников выступал до 1986 года. Его неоднократно приглашали в ЦСКА и «Динамо». Однако он любил тренера, команду, и вообще ему нравилась «спартаковская игра». В 1986 году Александру пришлось уйти из любимой команды — у хоккеиста была шестая операция на колене, и он не нашел общего языка с новым главным тренером.

В «Крыльях Советов» Кожевников играл все остальное время, проведенное в советском и российском спорте, за исключением неполного сезона в «Кристалле» (Электросталь). В чемпионатах Советского Союза по хоккею нападающий Александр Кожевников был одним из самых эффективных «снайперов», забив 232 шайбы за 486 матчей.

Возвращение в спорт

В 1995 году «Крылышки» испытывали тяжелые времена. У команды не хватало игроков для участия в первенстве Межнациональной хоккейной лиги. И руководство предложило ветерану Кожевникову снова выйти на лёд. В сезоне 1995-1996 Александр Викторович провёл 23 матча и отметился 8 голами и 12 результативными пасами. Сезон 1996-1997 закончился 12 матчами и 9 очками по системе «гол + пас». Сезон 1996-1997 стал последним в карьере великого советско-российского хоккеиста Александра Викторовича Кожевникова. Так завершается профессиональная карьера любимого спортсмена.

Победы со сборной

В советской сборной

В советскую сборную нападающего Александра Кожевникова начали приглашать с 1980 года. Удивительно, что у него только одна медаль чемпиона мира и две награды Олимпийских игр. Как считают эксперты, это было связано с тем, что хоккеист отказался от перехода в ЦСКА, тогда этот клуб и сборную возглавлял Виктор Тихонов. В один из сезонов нападающий «Спартака» стал одним из лучших, но его не взяли на мировой чемпионат. Тихонов сказал Кулагину, что, по его мнению, Кожевников слишком устал после союзного турнира.

Александр не обижается на выдающегося тренера, потому что на Олимпиады его брали оба раза практически прямо из больницы. Виктор Васильевич считал Кожевникова неординарным игроком. Особенно запомнились ему Олимпийские игры 1984 года в Сараево. Игроки говорили тогда, что если проиграют, то пойдут домой через Северный полюс. Чтобы забыли про команду. В финале их соперником была очень сильная сборная команда Чехословакии. Кожевников забил первую шайбу во втором периоде, ставшую решающей. Последние для «Красной машины» Олимпийские игры 1988 года были значительно легче. Сборная была фантастически сильна, кроме финнов никто не мог оказать ей сильного сопротивления.

Маша снимается по ночам, а днем работает в Госдуме

— Ваша дочь Мария — личность публичная. Она преуспела и в актерстве, и, скажем так, в депутатстве. Всегда ли вы одобряли ее выбор? — Да. То, чем занимается Маша, мне очень нравится. Самое же главное, что она всем этим живет. Я вижу, что дочь по-настоящему счастлива. Причем ей приходится порой сниматься по ночам, потому что у нее очень много работы в Госдуме. Но, несмотря на все трудности, ей все нравится, она этим живет. Самое главное, что Маша нашла себя. Плюс ко всему моя дочь — великолепная мать. Я ведь уже давно дедушка. Внуку Ване девять месяцев.

За границей

Игра легенд

Первым заграничным клубом для хоккеиста Александра Кожевникова стал шведский АИК (сезон 1989/90). У советского хоккеиста был контракт на сумму около 100 тысяч долларов, но ему доставалось только 10 % от этой суммы. Все остальное забирало государство. Хоккеист получал 44 инвалютных рубля, в то время как пособие по безработице в Швеции составляло примерно 800 рублей. Тогда спортсмены не могли получать больше работников посольства. Александру немного помог посол, который разрешил покупать ему икру, водку и вино в магазине при советском посольстве в Стокгольме. Потом он перепродавал товары в Москве с наценкой.

Александру не удалось поиграть в НХЛ, где он был задрафтован «Калгари Флеймз», вместо него «Крылья Советов» отправили Сергея Пряхина. Кожевников стал одним из немногих советских/российских хоккеистов, поигравших в Англии. Один сезон он отыграл за команду Durham Wasps (47 очков в 11 матчах). Хоккеист хотел остаться в клубе, но чиновники из Спорткомитета сказали, что англичане не интересовались им. Позже Кожевников узнал, что они звонили, но им сказали, что Александр уже подписал контракт с другой командой.

После хоккея

Александр Кожевников на тренировке

Спортсмен поиграл недолго в Швейцарии, Словении и в России в 1995-1997 годах. Играл за «Крылья Советов», где закончил выступать в 1997 году, в 37 лет. Он был вторым играющим тренером, провел полсезона и набрал 20 очков. Каких-либо спортивных достижений Александр Кожевников в это время уже не добивался. В 1998 году он уехал в США, где организовал детскую хоккейную школу.

После шести лет проживания в Лос-Анджелесе Александр вернулся в Москву. Сейчас он входит в руководство Ночной хоккейной лиги, где отвечает за московский регион. Он постоянный эксперт ведущих спортивных изданий страны. Некоторое время работал комментатором на телевидении.

Шесть лет в Америке

– Завершали вы карьеру игрока в Москве…

– Поиграл какое-то время в Европе, потом в России еще пару сезонов выступал за «Крылья Советов». Делился опытом с Лешей Морозовым и Сашей Королюком, с которыми выходил в одном звене.

Ну а потом стал работать тренером в «Спартаке». Но это был уже 1998 год – обвал рубля, кризис. И тут Сергей Агеев, который тогда содержал московский «Спартак», предложил съездить на каникулы в Лос-Анджелес. Я знал, что он больше не намерен вкладываться в команду, поэтому тоже не горел желанием возвращаться после отпуска. Решил немного повременить – остался в Лос-Анджелесе, где потом открыл свою школу.

– Кого тренировали?

– В основном детей выходцев из нашей страны, перебравшихся на постоянное жительство в Лос-Анджелес. Там встретил достаточно много богатых и зажиточных людей (в основном из армянской диаспоры), которые предложили открыть школу. Для них было важно, чтобы ее представлял человек с именем. Я согласился. От меня не требовалось готовить олимпийских чемпионов. Достаточно было дать их детям хорошую подготовку, с которой они могли бы на льготных условиях поступить в какой-нибудь университет. В Америке я задержался на шесть лет. Хотя мог и дольше, если бы уехал туда раньше, в середине 80-х.

– Расскажите.

– В НХЛ меня звали после Кубка Канады в 1985 году. Агенты и тренеры «обрабатывали» по полной программе.

– Гордость испытывали?

– Не без этого. Я понимал, что уехать вряд ли удастся, так решил осторожно «попижонить». Нос особо не задирал, но плечи расправил. И даже рассказал друзьям, которые умели держать язык за зубами. Об интересе к моей персоне знали только четверо из команды.

О том, как живут хоккеисты за океаном, я был наслышан. Но насколько эти рассказы соответствуют действительности, узнал, когда познакомился с энхаэловцами лично. Один из них Майк Босси – нападающий «Нью-Йорк Айлендерс» и первого канадского звена – пригласил меня ночью в ресторан. Кстати, его настоящая фамилия Босый, он сын украинских эмигрантов. Несколько раз сходились на льду и решили продолжить знакомство в другой обстановке. Я, конечно, понимал, чего это может мне стоить, если узнает руководство сборной. И, как законопослушный гражданин, решил поставить в известность приставленного к сборной «человека». Специальный агент, назовем его так, в свою очередь поинтересовался, когда я вернусь. Договорились, что в 7 утра буду как штык. В общем, мы с Босси великолепно провели время, поговорили на разные темы.

Я немного опоздал, но вернулся в нормальном состоянии. А руководители зря опасались на мой счет. Я бы тогда не уехал: просто не был готов к тому, чтобы отправиться за океан.

– Но потом все-таки попробовали другой жизни. Могли, сами говорили, остаться.

– Америка, Канада, Швейцария, где я тоже какое-то время жил, все это – не мое. В Шотландии, да, нравилось больше всего. Там природа, как у нас, люди душевные. Но дома все равно лучше.

Возвращаться в Россию тоже не спешил. С женой к тому времени расстались, со старшей дочерью, Машей из-за этого тоже не ладили. Уже потом, когда вернулся в Москву, мы с ней забыли обиды. Правда, видимся не так часто. Она депутат Госдумы, у меня тоже дел хватает, но созваниваемся регулярно. Советы ей не даю, если только сама не попросит. Она очень серьезно относится к работе, и я не вмешиваюсь. Дочь толковая, разберется.

– Замужем?

– Да, венчание проходило в Ницце в одной из красивейших православных церквей Франции – Свято-Николаевском соборе. К алтарю дочь подводил я, а свидетелями рождения молодой семьи были наши близкие друзья: Вячеслав и Лада Фетисовы. А венчал Машу и Евгения протоирей Николай.

– Журналисты не раз интересовались у Маши, кто ее избранник и чем он занимается, но она всякий раз уходила от ответа.

– Я тоже не вправе открывать того, чего не хочет моя дочь.

– Когда окончательно решили вернуться в Москву, знали, чем будете заниматься?

– Всегда возвращался в хоккей. Для меня это не просто игра, сама жизнь. Сначала помогал создавать команду любительской лиги в Центральном округе, потом – «Легенды хоккея», которую сейчас возглавляет Александр Сергеевич Якушев. Еще была Ночная лига, потом поднимал детский хоккей – скучать не приходилось.

Личная информация

С семьей

У знаменитого хоккеиста был короткий первый брак с Маргаритой Кожевниковой, родившей ему сына и дочь. С сыном Александр не общается. Вернувшись из Америки, Кожевников пытался наладить отношения, но у него не получилось. Когда супруги расстались, и Кожевников на шесть лет уехал в Америку, то очень скучал по детям. Звонил, но дочь Маша к телефону не подходила – обиделась. Когда же Александр вернулся в Москву, они расцеловались, и отношения постепенно наладились.

Дочь знаменитого спортсмена, Мария Кожевникова – известная актриса, бывший депутат Государственной Думы. После замужества родила уже троих детей и сейчас занимается их воспитанием. Александр говорит, что ему ехать до дома дочки полтора часа, и он иногда приезжает к ним нянчить внуков. Если вдруг они захотят профессионально играть в хоккей, то обещал помочь и стать личным тренером.

Никогда никого не предавал

— Какой вы по жизни? Как можете сами себя охарактеризовать? — Сложно самому себе давать оценку. Наверное, окружающим виднее. Ладно, попробую. Я вспыльчивый, но быстро отходчивый. Зла не помню. И еще я слишком, если можно так сказать, правдивый. Не люблю, когда люди обманывают и я это знаю. Самая же нехорошая моя черта — вспыльчивость. Иногда это мне очень сильно мешает.

— Неужели можете обидеть? — Да. Случалось. Причем мне очень жаль людей, которых я обижаю. Потом сам об этом сожалею. Даже если знаю, что был прав.

— Извиняетесь потом? — Приходится. Хотя извиняюсь лишь тогда, когда знаю, что не прав на сто процентов. Если я знаю, что я прав, — извиняться не стану. Вообще я стараюсь радоваться жизни и, как уже отмечал, пытаюсь забывать все плохое. Одно могу сказать, я никого в своей жизни никогда не предавал, кто бы что ни говорил.

Новый брак

Жена Александра Кожевникова

Широкая общественность только сравнительно недавно узнала, что уже несколько лет прошло с тех пор, как появилась новая семья у Александра Кожевникова. В 2015 году он расписался с Юлианой Беляевой в Центральном ЗАГСе города Москвы. На роскошной свадьбе присутствовали родные и друзья, и даже Губернатор Московской области Алексей Воробьев. Александр не привык освещать свою личную жизнь, но и ничего не скрывает. Жена младше его на 35 лет, у них совместная дочь — Екатерина.

Познакомились супруги в магазине, где девушка покупала пирожные. Александр подошел и предложил свою помощь. Они начали встречаться, вместе появлялись на многих мероприятиях. После нескольких лет знакомства поженились.

Девушка большую часть своей жизни прожила за границей, работая моделью. Сотрудничала с ведущими домами моды, участвовала в некоторых масштабных рекламных компаниях. Выйдя замуж, все равно продолжает делать впечатляющую карьеру в модной индустрии. Также Юлиана учится в Дипломатической академии МИД России. Молодая жена говорит, что для мужа во главе всего стоит спорт и работа. Александр Кожевников почти каждый день выходит на лед, но часто при этом ему приходится принимать обезболивающие, которые дают возможность свободнее двигаться.

Всегда везде хотел быть первым

— Братьев и сестер у родителей не просили? — У папы в семье было двенадцать детей, а вот я в семье рос один. Как говорят в таких случаях, мог стать эгоистом, но вроде таковым не стал (улыбается). Если честно, не помню, просил я братьев или сестер или нет, потому что я настолько серьезно занимался спортом — и футболом, и хоккеем, и баскетболом, — что думать о чем-то другом не приходилось. Окунулся в спорт с головой. И моим родителям тоже было не до пополнения в семье. Мама пахала на двух должностях — работала и медсестрой, и врачом. В те времена зарплата была маленькая. Ей приходилось работать на полторы ставки. Она приходила домой очень поздно.

— Как же хватало времени на вас? — Я очень часто оставался на внеклассных уроках, продленных группах. Раньше они были очень популярны. И там тоже со спортом я не расставался. Вообще раньше в школах очень серьезно относились к спорту. Даже не отпускали им заниматься, если не сделал домашнее задание. Когда ты маленький, этого не понимаешь. Только потом осознаешь и благодаришь систему за то, что она правильно тебя на что-то направила.

— Помимо спорта, в какую область вас, может быть, тянуло еще? — Я преуспевал в математике. Был силен в этом предмете. Участвовал в различных конкурсах и побеждал. Но все равно я к этому серьезно не относился, потому что спорт затмевал все. Все виды спорта, которые я вам перечислил, в школе играл еще в пинг-понг. Тенниса тогда не было. И еще увлекался легкой атлетикой. Выступал за школу на всех мероприятиях. Так что думать о чем-то другом, кроме как о спорте, времени просто-напросто не хватало. Мне нравилось то, чем я занимался, и я всегда хотел быть первым. Вроде получалось.

Юбилейный год

Александр Кожевников в студии Вечерней Москвы

В биографии Александра Кожевникова 2021 год особенный, потому что ему исполнилось ровно 60 лет. Сам юбиляр говорит, что ощущает не годы, а травмы. Отношения с молодой женой сложились очень хорошие, ссорятся редко. Большая разница в возрасте не препятствует взаимопониманию. Супруги часто путешествуют, но больше времени проводят в Москве, где живут дети и внуки Александра.

Александр Викторович Кожевников выходит на лед по три-четыре раза в неделю. Играет с бывшими хоккеистами, чиновниками и бизнесменами. Иногда они выезжает на матчи в другие города, где играют с местными любительскими командами, проводят мастер-классы.

Кроме хоккея интересуется футболом и волейболом. Болел за команду России на прошедшем чемпионате мира. Ему понравилось не только выступление сборной, но и приятно удивила организация турнира. Любит путешествовать и особенно рыбачить. Иногда вместе с друзьями ездит на рыбалку в Подмосковье и другие города. Получает огромное удовольствие от прогулок по столице, так как считает Москву самым безопасным и красивым городом.

Ссылка на основную публикацию
Похожее